Иисусу Христу посвящена огромная научная и богословская литература. Особенно много трудов выпущено за рубежом. Но, несмотря на это, многие стороны жизни и деятельности Иисуса по-прежнему остаются не ясными. До сих пор точно не известно, когда он родился.
Уже античные ученые принимали немалые усилия для того, чтобы установить хотя бы год рождения Христа. Появление его на свет рассматривалось ими как событие исключительной важности, в корне изменившее жизнь людей в мире. Они считали, что дата рождения Христа должна стать отправной точкой, от которой и следует вести отсчет времени в дальнейшем. Поэтому им казалось чрезвычайно важным определить начальный момент системы нового летоисчисления.
Интенсивно работали над данной проблемой Секст Юлий Африканский в III в., александрийцы Пандор и Анниан в IV–V вв., римский монах, скиф по происхождению, Дионисий Малый в VI в., анонимный автор византийской «Пасхальной хроники» в VII в. и другие исследователи. Произведя различные вычисления, они датировали рождение Христа 5492, 5493, 5500, 5508, 5509 и другими годами от мифической даты «сотворения мира» Богом. Из их построений получалось, что Христос появился на свет в 8-м, 2-м или 1-м годах до н.э., а также – в 1-м, 3-м, 4-м, 5-м или 6-м годах н.э.
В конце концов, христианская церковь приняла дату, вычисленную папским архивариусом Дионисием Малым в 525 г. Согласно его расчетам, Иисус Христос родился в 1-м году н.э. Эта дата была утверждена римским папой Бонифацием IV в 607 г. Но выводы Дионисия были подвергнуты сомнению со стороны иерархов Восточной православной церкви. Споры о дате рождения Христа продолжались в Византии до XIV столетия3.
И все же дата, полученная Дионисием Малым, уже в VIII–IX вв. стала широко применяться в Западной Европе и утвердилась во многих государствах. Многие народы мира в настоящее время ведут летоисчисление от даты, выведенной Дионисием, хотя некоторые специалисты по хронологии и считают ее ошибочной.
Вызывает сомнение не только год рождения Христа, но и само число – 25 декабря. В первые века нашей эры в январе каждого года христиане отмечали праздник «Явления и Крещения Христа», но не Рождества! Только в 354 г. в анналах истории появляется упоминание о праздновании Рождества Христова в один из дней зимнего солнцестояния, когда происходит «поворот» Солнца с «зимы на лето». Ученые высказали предположение, что данный христианский праздник был специально введен церковью для того, чтобы затмить отмечавшийся в тот же самый день язычниками праздник рождения «непобедимого Бога-Солнца». Что же касается подлинного дня Рождества Иисуса Христа, то он, по-видимому, не был известен христианам в первые века нашей эры.
Проводились изыскания даты Христова Рождества и в более поздние времена, в частности, решением этого вопроса занимались как средневековые, так и современные астрономы..
После серьезного анализа историки пришли к выводу: несмотря на то, что евангельские биографические рассказы нередко противоречат один другому, а некоторые их сведения явно не достоверны, тем не менее, они включают в себя и важные достоверные известия о событиях, имевших место в Палестине на грани старой и новой эр.
О рождении Иисуса рассказывается лишь в двух канонических Евангелиях – Матфея и Луки, возникших, как считают исследователи, в I – начале II в.
Более четко, на первый взгляд, датируется рождение Иисуса Лукой. Он связывает появление на свет Христа с переписью населения в Иудее. Лука пишет: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сирией. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлием, потому что он был из рода Давидова, записываться с Марией, обрученной ему женою, которая была беременна. Когда же были они там, наступило время родить ей. И родила она сына своего первенца, и спеленала его, и положила его в ясли, потому что не было им места в гостинице».
Из этого текста видно, что Иисус родился в правление римского императора Цезаря Августа, правившего с 27 г. до н.э. по 14 г. н.э., когда до Палестины дошло его распоряжение о переписи жителей, и когда римским наместником в Сирии был известный богач Публий Сульпиций Квириний.
Историки считали, что речь в этом отрывке идет о переписи населения, проведенной Квиринием в 6–7 гг. н.э. Об этой переписи писал и иудейский историк Иосиф Флавий: «Император же (Август. – О.Р.) послал туда бывшего консула Квириния, чтобы сделать перепись в Сирии и продать дом Архелая...
Затем в Иудею, которая тем временем вошла в состав Сирии, прибыл Квириний, желая совершить общую перепись и конфисковать имущество Архелая...
...Иудеи при первых слухах о переписи... были возмущены этим, но, в конце концов, оставили всякую мысль о сопротивлении, благодаря увещеваниям первосвященника Иоазара, сына Боэта... они, наконец, беспрепятственно допустили расценку своего имущества...
...Окончив перепись в тридцать седьмом году после поражения Антония Цезарем Августом при Акциуме, Квириний сместил первосвященника Иоазара...».
Сражение при Акциуме-Акции произошло 2 сентября 31 г. до н.э. 37-й год после этой битвы начался 2 сентября 6 г. н.э. и закончился 1 сентября 7 г. н.э.
Таким образом, получается, что перепись жителей Иудеи закончилась в 6–7 гг. н.э. Именно с этими годами и связывали некоторые ученые рождение Иисуса. Однако нам неизвестно, когда эта перепись началась. А начаться она могла не раньше июля 12 г. до н.э., когда Квириний сложил с себя консульские полномочия6. При наложении текста Луки на текст Иосифа Флавия возникает своеобразная временная «вилка»: 12 г. до н.э. – 7 г. н.э. – время, когда должен был появиться на свет Христос.
Из текста Иосифа Флавия видно, что перепись населения Палестины сопровождалась расценкой имущества иудеев. А появление Иосифа с семьей в Вифлиеме делало невозможной оценку его имущества, оставленного в Назарете. Поэтому возникает вопрос: о той ли переписи идет речь в Евангелии от Луки, о которой упоминает Иосиф Флавий или о какой-то другой?
Тот же Лука сообщает, что Иисус принял крещение от Иоанна Предтечи в 15-й год правления «Тиверия кесаря», после чего стал проповедовать собственное вероучение, и был он тогда «лет тридцати»7.
«Тиверий кесарь» – римский император Тиберий, чье царствование началось 19 сентября 14 г. н.э. Пятнадцатый год его правления должен был начаться 19 сентября 28 г. и закончиться 18 сентября 29 г. Но, если Иисус родился в 6–7 гг., то в 28–29 гг. он был не «лет тридцати», а значительно моложе. Ему могло быть только 21–23 года.
Эти расчеты подтверждают, что речь в Евангелии от Луки идет о какой-то иной, более ранней переписи Иудеи. Впрочем, примененная автором евангельского рассказа расплывчатая формулировка – «лет тридцати» свидетельствует о том, что Лука не знал даты рождения Иисуса.
В научной литературе была высказана мысль о том, что Квириний имел возможность провести перепись жителей Палестины в более раннее время – вскоре после того, как он сложил консульские полномочия в июле 12 г. до н.э. Этот крупный государственный деятель «мог уже в августе прибыть в Сирию для подготовки легионов к войне с гомонадами (горским народом, жившим в Писидии. – О.Р.) в Киликии – области, прилегавшей к Сирии»11 – писал А.И.Резников. Этот вывод сделан исследователем на основании замечания Тацита, который отметил, что Квириний вскоре после сложения им консульских полномочий победил гомонадов.
Более того, оказывается, около 12 г. до н.э. в Римской империи по приказу императора Августа действительно стала проводиться перепись населения страны. Вполне возможно, что в Евангелии от Луки речь идет об этой переписи. Однако маловероятно, что о ней же сообщается и в тексте Иосифа Флавия. Не могла же она продолжаться 18 лет!
Таким образом, данные Евангелия от Луки при иной интерпретации могут стать свидетельством того, что Иисус родился не в 6–7 гг. н.э., а значительно раньше.
А вот как описывает рождение Христа евангелист Матфей: «Когда же Иисус родился в Вифлиеме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: «Где родившийся царь иудейский? Ибо мы видели звезду его на востоке и пришли поклониться ему. Услышав это, Ирод царь встревожился и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родится Христу? Они же сказали ему: в Вифлиеме Иудейском, ибо так написано через пророка: «И ты, Вифлием, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, – ибо из тебя произойдет вождь, который упасет народ мой Израиля». Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал у них время появления звезды и, послав их в Вифлием, сказал: «Пойдите, тщательно разведайте о младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться ему». Они, выслушавши царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и вошедши в дом, увидели младенца с Мариею, матерью его, и падши, поклонились ему; и открывши сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну. И получивши во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою...».
После прочтения этого отрывка возникает вопрос: о каком царе Ироде в нем говорится?
Нет сомнения в том, что речь здесь идет о знаменитом Ироде I Великом, управлявшим Иудеей с 37 по 4 гг. до н.э. Ведь ниже Матфей приписал: «...Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлиеме и всех пределах его, от двух лет и ниже...»15. Эпизод с избиением младенцев, «не достигших двух лет», был отмечен также римским писателем Макробием в сборнике «Сатурналии», причем автор прямо связывает его с Иродом Великим.
Более того, в Евангелии от Матфея сообщается, что Иосиф возвратился с семьей из египетской эмиграции только после смерти царя Ирода, когда на иудейский престол взошел Архелай. Нам же хорошо известно, что Архелай сменил на иудейском престоле своего отца Ирода Великого.
Но смерть Ирода I Великого хорошо датируется с помощью лунного затмения 4 г.