Спасибо.
Но не значит ли здесь "поклонился на возглавие" - просто "лёг на подушку"?
Когда говорил, волновался, сидел на постели, а потом (закончив разговор и успокоившись) лёг?
Развиваем тему.
Представьте себе УМИРАЮЩЕГО на своей постели. Отец призывает сына, сказать и попросить о чём-то важном. (Кстати, не написано, что он в этот момент сидел. Да и "положить руку под стегно" сидячего человека весьма проблематично.) Потом вдруг, у умирающего появляются силы преревернуться на постели, встать на колени и поклониться в сторону подушки? Ничего странного не замечаете?
Апостол Павел понимает это место так, что Иаков поклонился на верх жезла Иосифа.
Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.("Своего" - неправильно. Правильно в ц-славянском переводе - "его").
(Евр.11:21)
Согласитесь, что имеет право на существование эта версия LXX (и Феодотиона).
Говорят, слово הטמ может озвучиваться как "жезл".
Смотрите, например Исайю:
О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его - Мое негодование! (Ис.10:5)
Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. (Ис.11:4)
В случае такого прочтения, открывается очень красивый религиозный смысл. Даже, я бы сказал, мессианский!
Помните?
И видел он еще другой сон и рассказал его братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне. И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?
(Быт.37:9-10)
Иоанн Златоуст: "Будучи уже старцем, он поклонился Иосифу, выражая имеющее быть поклонение ему от всего народа".
Афанасий Великий: "Иаков пред своею кончиною поклонился на верх жезла Иосифова, не самый жезл почитая, но того, кто держал оный".
В связи с этим, интересно было бы узнать, что было на верху этого жезла. Уж не змей ли?