Кое-что относительно Петра мы можем сказать с определенной
уверенностью. Например, вероятно, он был говорящим на ара-
мейском языке рыбаком из Галилеи. Есть вещи, которые почти
наверняка являются легендарными преувеличениями, сочинен-
ными христианскими рассказчиками о его жизни и поступках:
например, он, наверное, не оживлял вяленую рыбу, чтобы обратить в в римскую толпу. И есть события, которые, возможно,
являются историческими, но их трудно установить: проповедовал
ли он толпе иудеев в Иерусалиме через два месяца после смерти
Иисуса, что привело к массовым обращениям? Действительно ли
он был первым епископом в Антиохии Сирийской? Или в Риме?
Умер ли он распятым на кресте во время царствования императора Нерона?
Кроме того, существует большое количество историй, расска-
занных о Петре, значение которых не зависит от того, историчес-
ки достоверные они или нет. Эти истории заслуживают нашего
внимания не столько в силу того, что объясняют нам нечто действительно случившееся в его жизни, сколько помогая понять, что
происходило в жизни людей, которые рассказывали эти истории.
Эти истории имели важное значение для христианских рассказчиков, ибо они помогали им выражать их собственные верования, предпочтения, антипатии, страхи и представленияне
только о Петре, но и о себе, о своем отношении к Богу и миру,
в котором они жили.
В историях Нового Завета он постоянно описывается как переменчивый и порывистый человек, которого едва ли
можно было назвать Камнем. Однако все Евангелия свидетельствуют, что сам Иисус дал ему такое прозвище. Когда это произошло и насколько в действительности оно подходит?Заметим,Иисус дал одно имя-определение, а евангельские рассказы вовсе не поддерживают и даже наоборот противоречат этому. Почему? Хороший вопрос.
Как очень часто бывает, Евангелия не согласуются в том, когда
Иисус даровал Симону имя Петр (Камень). Первое Евангелие,
которое, вероятно, было написано Марком, датировано большинством ученых примерно 65-70 годами, то есть возникло через
35-40 лет после событий, о которых в нем рассказывается. Здесь
в своем фактически первом публичном деянии Иисус призывает
Андрея и его брата Симона оставить рыбацкое дело и стать его
последователями. Братья жили в Капернауме, маленькой рыбацкой деревне на берегу Галилейского моря. Вскоре после того, как
они встретили Иисуса, одно из его первых чудес состояло в исцелении тещи Симона, лежавшей в лихорадке, которая не позволяла ей приготовить ужин (см.: Мк. 1:29-31). На протяжении не-
скольких глав описывается, как Иисус продолжал заниматься целительством и изгонял бесов, приобретая последователей,
а также обсуждал аспекты иудейского Закона со своими противниками — фарисеями. Лишь в главе 3 рассказывается, что он выбрал двенадцать последователей, чтобы они стали его самыми
близкими учениками, составив, так сказать, его внутренний круг.
Здесь говорится о том, что сначала он выбрал Симона и дал ему
прозвище Петр (см.: Мк. 3:16; это согласуется с версией данной ис-
тории у Луки — см.: Лк. 6:14). Можно было бы предположить, что
дарование нового имени произошло именно в этот момент, после
того как Иисус начал немного узнавать Симона.
Евангелие от Матфея было написано примерно через
10-15 лет после Евангелия от Марка, в 80-85 годы. Многие из историй, описанных в Евангелии от Марка, копируются в Евангелии от Матфея, вероятно, потому, что Матфей просто переписал
их, изменив в той мере, в какой считал это целесообразным (добавив множество историй, не встречающихся у Марка). Можно видеть, что Матфей не упоминает о перечислении Иисусом двенадцати учеников вплоть до гораздо более позднего периода его служения. Фактически этого не происходит до тех пор, пока Иисус
не произнес своей знаменитой Нагорной проповеди (которая
встречается у Матфея, но не у Марка) и совершил множество
чудес (см.: Мф. 8-9). Кроме того, при перечислении апостолов
Матфей немного изменил формулировку из Евангелия от Марка.
Вместо слов «нарекши ему имя Петр» Матфей просто говорит,
что первым из учеников был «Симон, называемый Петром»
(Мф. 10:2). Другими словами, в этом более позднем тексте «Петр»,
по-видимому, является просто известным прозвищем Симона,
а не эпитетом, который дал ему сам Иисус.
Еще более интересно то, что Иисус дает Петру этот эпитет в более позднем месте Евангелия от Матфея. Примерно в середине
повествования описывается, как Петр делает важное признание
относительно истинной сущности Иисуса. Когда Иисус спрашивает учеников, кем он является по их мнению, Петр отвечает: «Ты —
Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:16). Именно в этот момент
Иисус отвечает ему (это есть только в Евангелии от Матфея), даро-
вав ему прозвище: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не
плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь
Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:17-18). В течение многих
столетий толкователи спорили по поводу значения этих слов: действительно ли Петр является основанием (камнем) Церкви, как
обычно утверждают католические теологи? Или же сам Иисус
Христос является ее основанием, как это утверждают многие протестанты? А может быть, эти слова означают что-то другое?1 В любом случае ясно, что, согласно Матфею, Симона назвали «камнем»
за его правильное восприятие сущности Иисуса.
Когда мы приходим к последнему Евангелию Нового Завета,
Евангелию от Иоанна, написанному, вероятно, примерно в 90-95 го-
дах, мы имеем совершенно другой сценарий. Здесь Иисус не застает Симона за рыбной ловлей и не призывает его стать своим
последователем; наоборот — Симон находит его. Первым встречает Иисуса Андрей, брат Петра. Будучи учеником Иоанна Крестителя, Андрей однажды услышал, как тот называет Иисуса
«Агнцем Божим» (Ин. 1:36), взявшим на себя грехи мира, и естественно, это заинтересовало Андрея. Он решает последовать
за Иисусом и поговорить с ним. То, что он узнает, очевидно, про-
извело на него впечатление, поскольку он немедленно идет искать своего брата Симона и говорит ему: «Мы нашли Мессию»
(Ин. 1:41). Симон приходит, чтобы лично убедиться в этом, и первое, что произносит Иисус, взглянув на него, — его новое имя:
«ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит:
камень (Петр)». Трудно понять, что следует из такого заявления,
поскольку это произошло сразу же, как только Иисус впервые
взглянул на Симона. Может быть, Иоанн хочет показать, что
у Иисуса было сверхъестественное видение его характера, как
и в случае с Нафанаилом, которого он позже в той же главе узнает, никогда не видев до того?
Таким образом, если рассматривать только Евангелия, остается неясным, когда или при каких обстоятельствах Симон получил
прозвище Камень. Но все Евангелия согласны в том, что Иисус
сам дал ему такое имя. Это оказалось знаменательным моментом
в истории имен. Несмотря на то что до этого слово «камень»
(Петр) было просто существительным, уже в раннехристианский
период оно стало популярным именем и остается таковым вплоть
до нашего времени.
Нерешительность Петра проходит постоянным рефреном во
всех историях Евангелий Нового Завета. В них показано, что Петр
был порывистым, ненадежным, склонным к упрекам и в конечном счете вероломным. Независимо от того, являются ли все эти
рассказы исторически точными описаниями того, что происходило, они повторяются достаточно часто, чтобы допустить, что Симон был широко известен своим вспыльчивым и колеблющимся
характером.
Однажды где-то на полпути своего публичного служения Иисус,
согласно ранним Евангелиям, берет с собой Петра, вместе с Иаковом и Иоанном, на вершину горы, где перед их глазами преображается в сияющее существо. Затем явились еще двое — не кто иные,
как Моисей и Илия, — которые стали беседовать с ним. Петр, сбитый всем этим с толку, вымолвил, что они должны сделать для них
три шатра, очевидно желая остаться на горе и продолжать испыты-
вать необычные переживания. Рассказчик самого раннего Евангелия, Марк, метко замечает, что Петр высказал предложение, «ибо
не знал, что сказать» (Мк. 9:6). Другим ученикам хватило здравого
смысла, чтобы промолчать.
В другом эпизоде, в Евангелии от Матфея, тоже показано, как
Петр говорит в напряженный момент. Иисус послал учеников
в лодке на другую сторону Галилейского моря, в то время как сам
остался на берегу помолиться. Когда он закончил молиться, было
уже темно и поднялся шторм, мешавший ученикам плыть вперед. Тогда Иисус пошел к ним по воде. Когда ученики увидели его
посреди озера, они испугались, думая, что это призрак. Иисус
уверял их, что это он, а Петр характерно несдержанно выкрикнул: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде»
(Мф. 14:28). Иисус исполнил его желание, и Петр, выпрыгнув из
лодки, начал идти по воде. Но когда он понял, что идет («видя
сильный ветер»), он заколебался и стал тонуть. Только помощь
Иисуса спасает его от настоящей беды. И таков Петр всегда: по-
рывистый и колеблющийся. Отсюда и упрек Иисуса к нему: «Маловерный! зачем ты усомнился?»
Непостоянство Петра проявилось в его известном признании
Иисуса, описанном в ранних Евангелиях, особенно в Евангелии
от Марка. В первой половине этого Евангелия Петр и другие ученики, к большому огорчению Иисуса, по-видимому, не имеют
никакого понятия о том, кто же он в действительности. Так что
однажды Иисус говорит в отчаянии (после сотворения чудес,
описываемых на протяжении восьми глав, и сталкиваясь с их постоянной неспособностью чувствовать его истинную сущность):
«как же не разумеете?» (Мк. 8:21). Вскоре он спрашивает их, кем
считают его люди, и они говорят ему: одни думают, что он —
Иоанн Креститель или пророк Илия, или один из пророков, воскресший из мертвых. Затем он адресует этот вопрос им самим:
«А вы за кого почитаете Меня?» (8:29). Петр от лица учеников показывает, что он кое-что понял: «Ты Христос». Но это понимание
в лучшем случае оказалось частичным. Как мы увидим в более
поздней главе, большинство иудеев I века — включая, очевидно,
и Петра, — представляли себе будущего мессию как великую, могущественную личность, которая свергнет врагов Бога и установит новое царство для Израиля2. Однако Иисус не был таким,
особенно согласно Евангелию от Марка, в котором подчеркивается, что он мессия, который должен умереть за грехи других людей, чтобы дать им возможность расположиться по правую руку
от Бога (см.: Мк. 10:45). Согласно Марку, Иисус был страдающим
мессией, а не величественным и могущественным.
Но у Петра другое мнение. Сразу после его признания Иисус
продолжает учить Петра и его товарищей тому, что «Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту и в третий день воскреснуть» (Мк. 8:31). И именно Петр, который только что сказал, что Иисус — мессия, отводит его в сторону, чтобы
прекословить ему. Откуда это прекословие? Ему казалось, что
Иисус не понимает, что говорит. Если Иисус — мессия, то он,
конечно, не должен пострадать и умереть. Но Иисус точно знает,
о чем говорит, и понимает, что Петр воспринимает все неверно.
Более того, Петр ошибается настолько, что занимает позицию,
диаметрально противоположную Богу. Так возникает известный
ответный упрек, когда Иисус говорит своему главному ученику:
«Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что
Божие, но что человеческое» (Мк. 8:33). Петр, по-видимому,
всегда готов сказать то, что думает, и часто его строго отчитывают
за ошибочное мнение.
Или рассмотрим Евангелие от Иоанна, где Иисус во время
Тайной вечери со своими учениками перед арестом взял умывальницу с водой, препоясался полотенцем и стал умывать ноги
ученикам, подобно слуге, показывая им, как они должны действовать по отношению друг к другу (см.: Ин. 13:1-11). Однако когда наступила очередь Петра, тот сказал: «Не умоешь ног моих
вовек». Его позиция кажется правильной, но она опрометчива.
Если Иисус учитель, он может поступать так, как хочет, а то, что
он хочет, — это принять на себя роль слуги. Иисус тут же поставил Петра на место: «Если не умою тебя, не имеешь части со
Мною». Тогда Петр делает резкий поворот на 180 градусов: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову». У Петра всегда так:
или всё, или ничего.
Во всех Евангелиях безрассудное непостоянство Петра ярче
всего проявилось в его постыдном отречении от Иисуса. Поразительно, что перед этим событием он громко хвастает, утверждая,
что даже если в роковую ночь все остальные покинут Иисуса,
то он останется верным до конца (см.: Мк. 14:29), и что он хочет,
чтобы его посадили в тюрьму и убили ради Иисуса (см.:
Лк. 22:33). Иисус отвечает, что Петр трижды отречется от него.
Петр торжественно отрицает: «Хотя бы мне надлежало и умереть
с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мк. 14:31). Никогда не произносились более лживые слова. Когда наступил момент истины,
доблесть Петра исчезает. После ареста Иисуса Петр бесстыдно
объявляет — в трех случаях, — что он не знает его, боясь своей
причастности к обществу последователей Иисуса.
Отредактировано Блох Исаак Абрамович (2010-01-18 12:44:41)