" ... и сказал Господь в сердце Своем: Не буду более проклинать вновь землю из-за человека, ведь побуждение сердца человеческого худо с юности его, и не буду более вновь поражать все живое, как я сделал. Впредь, (во) все дни земли, сев и жатва, и холод и зной, и лето и зима, и день и ночь не престанут." (Бытие 8. 19-22)
Объяснение Раши:
день и ночь не престанут
Отсюда следует, что во время потопа (смена дня и ночи) прекратилась, потому что планеты не несли своей службы и не было различия между днем и ночью [Берешит раба 34].
не престанут
Ни один из них не нарушит, не прекратит своего естественного кода.
Эти слова были сказаны после окончания потопа где Всевышний обещает Ноаху что не будет больше потопа и не будет нарушен естественный порядок природы. Из чего Раши (мидраш раба) делает удивительный вывод – во время потопа небесные светила не функционировали. Причём есть спор между мудрецами. По одному мнению в течении всего года что продолжался потоп светила не светили и не двигались, а по другому мнению светили не двигались так что на одной стороне земли весь год был день а на другой – ночь. ...Здесь сразу возникает вопрос – Тора ведёт летоисчисление от сотворения мира в соответствии с движением небесных тел, когда год это двенадцать месяцев – т.е. двенадцать новолуний (время от времени есть добавочный месяц), но если в какой то год движение солнца и луны были нарушены то эти расчеты становятся не правильны.
В письменной и устной Торе приводятся ещё факты нарушения движений светил. Когда Яаков пошёл к Лавану дойдя до горы Морье (где Авраам приносил в жертву Ицхака и где в последствии был построен храм) зашло ему солнце раньше времени (Раши Берешит 28-11).
Ещё рассказывается в пророках (Йешуа 10) как Йешуа сказал солнцу остановится и оно (а также луна) остановилось на 24 часа.
А также известен рассказ в Талмуде где в результате молитвы Накдимона бен Гуриона солнце задержалось и зашло позже времени.
Во всех этих событиях происходило нарушение естественных законов природы или другими словами чудо, что само по себе требует объяснение. Кроме этого все они должны были повлиять на расчёты летоисчисления. Однако мы продолжаем рассчитывать времена от сотворения мира не учитывая эти события и не приходим к ошибкам.
Чтобы понять это, необходимо разобраться в соотношении понятий природы и чуда а также понять в чём суть природы с точки зрения Торы и еврейских мудрецов.
Попытаемся разобраться в этом начиная с самых основ.Первый вопрос который возникает при рассмотрении понятия чуда и то что привело к многочисленным спорам среди мыслителей всех поколений эта сама возможность чуда – возможно ли чудо как действительность противостоящая природе и не подчиняющая её законам или же так называли примитивные народы процессы в природе, законы которых ещё не были исследованы в том поколении или не были известны людям наблюдающих эти явления.
Классическим примером такого явления, ставшим предметом спора мыслителей всех поколений, это развержение моря перед народом Израиля когда те прошли через море по суше а египтяне преследующие их потонули в нём.
Мудрецы Торы объясняли это как одно из самых больших чудес в истории человечества опровергнуть которое в принципе невозможно, и которое само по себе является свидетельством божественной сути еврейского народа и доказательством особой связи между ним и Творцом.
С другой стороны, некоторые из мыслителей других народов, включая современное мировоззрение, ставили по сомнение такой вывод. И чтобы опровергнуть чудесную природу явления, пытались дать этому событию интерпретацию в рамках законов природы, утверждая тем самым что чудо в принципе не возможно, а те события которые люди обычно относят к чудесам не что иное как некое явление природы не изученное до сих пор.
Нас интересует вопрос, насколько правомерны их утверждений, и действительно ли возможно отрицание чудесности событий которые произошли при переходе израильтянами красного моря как это записано в Торе.
Рассмотрим две проблемы в данной точке зрения – проблема соответствия объяснения фактам и логическая проблема возможности отрицания развержения моря.
Проблема соответствия объяснения фактам
Для объяснения этого удивительного явления с позиции законов природы – так называемый "научный метод" (само по себе странно как можно назвать наукой произвольно фантазируемые теории которые ни как не проверяются экспериментом) – были написаны целые книги. Обычно предлагаются два варианта объяснений:
1. Когда израильтяне стояли на берегу моря начался сильный отлив так что они смогли пройти по сухому дну моря. Затем за ними погналось войско египтян. Но когда египтяне ступили на дно моря начался сильный прилив и они потонули а израильтяне тем временем успели выйти из моря до прилива.
2. Всё тоже самое только здесь вместо прилива были сильные заморозки и вода замёрзла. Израильтяне прошли по льду, но когда египтяне шли по льду случилось потепление, лёд растаял и те потонули.
Причём обязательно по этой теории израильтяне были примитивным племенем и поверили в чудесность явления, и только Моисей был достаточно способным чтобы знать когда будет прилив и отлив или заморозки и рассчитал всё заранее.
Прежде всего в этом объяснении непонятно как Моисей мог это знать? Если были в то время доступные технические возможности для предсказывания приливов и заморозков то обязательно нашлись бы в то время люди которые знали бы об этом и объяснили бы это явление в рамках природы точно также как это делают сегодня, чего как известно не произошло. А если не было таких возможностей то сам факт что Моисей мог это знать само по себе является чудом.
А также, факт того что во многих случаях выясняется что древние обладали большими знаниями природы что часто вызывает недоумение современных исследователей, ставит под сомнение предположение о примитивности древних поколений. – "Они были примитивные поэтому приняли природные явления за чудеса но мы люди цивилизованные и можем объяснить их". В наше время также есть достаточно примитивных людей и даже возможно они составляют большую часть населения планеты, однако мы не судим о цивилизованности поколения по ним, а именно по той относительно маленькой цивилизованной части населения которая в конце концов и представляется лицом поколения. Только почему-то по отношению к древним обычно применяется обратный подход – факты примитивности древних поколений считаются основными в характеристике поколения а факты их особой цивилизованности считаются непонятным исключением. Может быть наоборот как раз то они и являются лицом древних поколений.
Тем более известно что Египет тех времён представлял из себя самую высокую цивилизацию в том поколении, а может быть и во всей истории древнего мира. Известно что египетские пирамиды были возведены именно в то время а также многие другие исследования говорят об их удивительных познаниях в природе мироздания, многие из которых не доступны и в наше время. Несомненно также что переход красного моря было событием государственной важности и лучшие умы Египта были непосредственно замешаны в происходящих событиях. Поскольку, следуя рассказу, этим событиям предшествовали ужасные бедствия в Египте в результате десяти казней и сам фараон во главе избранных войск отправился в преследование за израильтянами. Поэтому было бы неправильно предположить что им были не известны некоторые технические детали и возможности которыми владел Моисей, и как могло быть что лучшие специалисты египетской цивилизации могли упустить то что было просто для Моисея.
Кроме этого следует из рассказа что сам фараон и весь Египет признали что там произошли удивительные чудеса – "И сказал Мицраим(Египет): Обращусь в бегство от Исраэля, ибо Господь ведет войну за них с Мицраимом"-25 и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне: побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян.
(Исх.14:25)... ....…Есть также логические утверждения отрицающие возможность чуда: - "Чудо не возможно поскольку противоречит законам природы".
Чудо по определению это нарушение законов природы то есть по определению в рамках природы чудо не возможно. Поэтому говоря о чуде мы должны хорошо представлять себе что мы не имеем дело с материальной действительностью а с действительностью вне природы. То есть само утверждение о возможности чуда предполагает действительность вне природы. С этой точки зрения осязаемая нами действительность является только частью более общей действительности, когда в нашей частной действительности чуде невозможно но оно возможно в рамках общей действительности.
Поэтому само отрицание возможности чуда по логике не может основываться на существовании известных и ещё не известных нам законах природы – утверждая что поскольку в рамках законов природы чудо не возможно значит оно не возможно совсем. Конечно это правильно что в рамках природы чудо не возможно, поскольку это вытекает из самого определения чуда как явления противостоящее законам природы. Однако утверждение о возможности чуда говорит о существовании другой действительности вне природы в рамках которой чудо возможно. Более того чудесное явление вообще не является природным явлением чтобы рассматривать его с позиции законов природы. Оно относится к явлениям другого мира и должно быть рассмотрено в рамках соответствующей ему действительности. По всей видимости в рамках той самой иной действительности имеют место много явлений, которые никак не наблюдаются в нашем мире, а только некоторые из них по очень определённым причинам проявляются в видимом нам мире также, что становится чудом в глазах человека.
Так что чудесное явление также подчиняется "законам" и находится в рамках действительности, но не в рамках и законах видимой нами природы.
Если кто-то хочет опровергнуть возможность чуда должен доказать что видимый нами мир он единственно существующий и нет другой существующей действительности. Но этого никто не может сделать! Скорее наоборот многое в нашем мире свидетельствует об обратном. (И прежде всего сами чудеса наблюдение которых не возможно отрицать.)
Ещё одно утверждение: - "Чудо невозможно поскольку не возможно его проследить, и не возможно проверить экспериментально".
Наблюдение и эксперимент это орудия исследования (постижения) материальной действительности. И в ней тоже не всё можно проверить экспериментально. Тем более действительность вне неё. По отношению к той действительности имеет место другие способы и пути постижения. Они подробно рассматриваются в многочисленных книгах устной Торы.
Отредактировано Блох Исаак Абрамович (2008-12-24 20:51:24)