Чем больше читал в Интернете (запись в моём дневнике "Что-то хочется съездить посмотреть Спас-Каменный...") разнообразные, но отрывочные сведения об этом удивительном острове, да ещё и расположенного очень недалеко от моего города (от Череповца до Вологды около 130 км, да за Вологду до Кубенского озера - рукой подать!...), тем больше крепло желание - даже потребность! - побывать там.
С чего я начал? А начал я еще в феврале или марте 2009 года выяснять, как найти средства передвижения, которые бы позволили попасть на остров: большинство описаний в Интернете сводятся в поиску местного жителя с лодкой, который бы доставил на остров (если это не зима - зимой используют либо "Бураны", либо своим ходом на лыжах). С этого же (поиска местного жителя) начал и я... Через знакомых, которые прямо или косвенно связаны с Устьем (Усть-Кубенским), я нашёл координаты нескольких человек, которые, однако, не особо горели желанием везти гостей из города на остров. Либо поездка оговаривалось кучей условностей, которые могли свести на нет саму возможность поездки в запланированный и удобный мне день, либо стоимость проезда... И тому есть причины: редкое лето обходится на Кубенском озере без трагедий, когда резко изменившаяся погода ломает судьбы и жизни порой целых семей - настолько коварные волны на этом большом, но мелком озере. Тем более, в марте-апреле, когда проходили переговоры, озеро стояло ещё подо льдом и срок начала навигации был весьма неопределённым. К слову, даже на Первомайские праздники акватория озера ещё не освободилась ото льда...
Тогда я попробовал найти пути для "диких туристов" с другой стороны - через администрацию Устьинского сельского поселения. И вот там мне посоветовали связаться либо с МЧС, либо с местным музеем. Что я и сделал. На всякий случай привожу координаты, которые были мной собраны:
(817-53) 2-17-29 секретарь администрации (Наталья Николаевна)
(817-53) 2-16-18 МЧС Зеленин Николай Александрович
(817-53) 2-16-59 Музей
Очень удачным оказался звонок в Устьинский музей. Оказывается, есть туристические фирмы, которые регулярно привозят небольшие группы туристов в Устье, проводят с помощью местного музея экскурсию по достопримечательностям села, а затем на небольшом теплоходике совершают поездку на остров Спас-Каменный, где их принимают как желанных гостей, рассказывают об острове и даже угощают чаем! Так я стал обладателем контактного телефона Елены Николаевны Чебукиной, директора и хозяйки небольшого семейного турбюро "Александр_и_Я" (да, именно так, в три слова - Александр, муж Елены её помощник и водитель, и "Я" - Елена, так она мне объяснила название).
С Еленой Николаевной мы договорились, что в одну из их поездок (а ездят они в Устье довольно часто, практически каждую неделю; иногда даже два раза в неделю!) присоединимся к их микроавтобусу по дороге от Вологды в Устье. За всё экскурсионное обслуживание, поездку на теплоходе и гостеприимство - всего-то по 500 рублей с человека (напомню, транспорт до Устья и обратно у меня был собственный). Кроме того, бонусом мы получали экскурсию по храмам в селе Архангельское - самостоятельно бы мы такой красоты не увидели!
Итак, в субботу 27 июня 2009 года мы с женой выезжаем из Череповца в 6:35 утра (от дома) с тем, чтобы встретиться с экскурсионным микроавтобусом уже в селе Архангельское около 9 часов утра. Дорога на Вологду "наезженная" и никаких сюрпризов не принесла. На трассу М8 проехали по новой объездной, не заезжая в Вологду (на объездную въехали в 8:10; проехали 130 км за 1:35 со средней скоростью 85 км/ч). Далее - через Сокол дорога на Усть-Кубенское. Очень не понравились дороги в Соколе (до Сокола 43 км проехали за 35 минут со средней скоростью 72 км/ч) - яма на яме... Поэтому по Соколу и дальше до села Архангельское ехали небыстро - 13 км проехали примерно за 25 минут (средняя скорость 33 км/ч). Организованная группа на микроавтобусе подъехала чуть позже нас, в 9:15, и вместе вы въехали в село Архангельское, лежащее чуть в стороне (около 600 метров) от основной дороги.
Первый объект для остановки и экскурсии - Михаило-Архангельская Бохтюжская церковь (1770 год).
с. Архангельское. Михаило-Архангельская Богтюжская церковь (1770 год). Престолы: Архангела Михаила, Святителя Николая Мирликийского, местных святых - прпп. Дионисия и Амфилохия Глушицких (закрыт).
Это было для нас совершенно невероятно: увидеть такую красивую и большую церковь в таком небольшом селе! Фактически, здесь находятся одновременно два храма: тёплая церковь на первом этаже (престол Святителя Николая Мирликийского) и холодная - на втором этаже (престол Архангела Михаила). Многопрестольная церковь означает, что в каждом из престолов службы проводил свой священник. К зданию церкви вплотную построена колокольня, из которой и можно попасть непосредственно в верхний и нижний храмы. Ранее, с 15 века, здесь стояла деревянная церковь, построенная в Бохтюжском княжестве при князе Георгии.
С 1934 года здание церкви использовалось под склад зерна. В 1982 году случился крупный пожар, в котором выгорели практически все деревянные элементы. Начиная с 1989 года здание восстанавливается; с 1991 года в селе открыта православная община, два раза в году в нижнем храме служат молебен - в праздник Михаила Архангела и в сентябре (точную дату, к сожалению, забыл).
Церковь примечательна ещё и тем, что второй этаж (престол Михаила Архангела) простоял без росписи целых 100 лет и был расписан только в 1862 году. Фрески в верхний храм были заказаны русскому художнику Тюрину Платону Семёновичу, выходцу из здешних мест, бывшему крепостному. Рядом с храмом Платону Семёновичу установлен памятный камень.
Надпись на камне: "Село Архангельское малая родина великого русского художника Тюрина Платона Семёновича 1816 - 1882 г.г."
После лет Советской власти и пожара 1982 года значительная часть их (фресок) оказалась утраченной. Однако, даже от того, что осталось и в настоящее время реставрируется просто дух захватывает - настолько необычен стиль этих практически черно-белых росписей.
с. Архангельское. Михаило-Архангельская Богтюжская церковь (1770 год). Фрески Тюрина Платона Семёновича.
На первом этаже роспись была совершенно "неискусная", от неё ничего не сохранилось.
с. Архангельское. Михаило-Архангельская Богтюжская церковь (1770 год). Престол Святителя Николая Мирликийского (1 этаж).
Зато здесь хранится и выставлен для обозрения "святой крест каменный", приплывший чудесным образом из Прилук в Кубену из храма Николая Чудотворца. С этим крестом связана легенда: "Сон снится - в реке лежал крест... все видели крест, а власти не видели и не дали уничтожить в войну". Первоначально крест находился в соседнем храме Святого Духа, после того как перенесли в церковь Михаила Архангела, он "просветлел".
с. Архангельское. Михаило-Архангельская Богтюжская церковь (1770 год). Престол Святителя Николая Мирликийского (1 этаж). Святой каменный крест.
Второй храм в этом селе - храм Святого Духа (1850 год), первоначально это кладбищенская церковь. В настоящее время основное место богослужений местной православной общины.
с. Архангельское. Свято - Духовская Богтюжская церковь (1850 год).
От села Архангельское до села Устье (другие допустимые наименования - Усть-Кубенское или Устье Кубенское) около 22 километров, которые проехал примерно за 20 минут со средней скоростью 62 км/ч. В самом Устье, поставив автомобиль на площадке около здания МЧС прямо на берегу реки Кубена, мы пошли пешком к зданию краеведческого музея на встречу с основной группой, где попали под опеку местного экскурсовода. Пересказать все факты и интересные детали из её рассказа не представляется никакой возможности, однако, по окончании экскурсий по музею и селу мы буквально влюбились в Устье и прониклись некоторой гордостью за такую богатую историю села и его жителей. Многое здесь связано с рекой Кубеной и Кубенским озером: чего стоит мастерство строительства лодок, которое нашло отражение в ежегодном праздновании "Дня лодки", известного, пожалуй, не только по всей Вологодской области, но и за её пределами.
Поразила хорошо сохранившаяся деревянная и каменная архитектура села - бывшие купеческие дома, трактиры, ну и, конечно, церкви. Количество и размеры церквей никак не стыкуются с небольшим, по нынешним меркам, размерам села, которое, кстати, исторически имеет разные "районы" со своими укладами, социальным устройством и, естественно, своими церквями. Что удивительно (нам сегодняшним), жители одного района не ходили в церковь другого района...
с. Устье. Дом купца Никуличева.
с. Устье. Бывший трактир "Париж" (1763 год) с гостиничными номерами; первоначально - 2-х этажный. Сейчас - здание местной администрации.
с. Устье. Часовня во имя свт. Николая и храм в честь Воскресения Христова
с. Устье. Дом с мезонином. Справа - купеческий дом с лавкой на первом этаже.
с. Устье. Дом с мезонином.
с. Устье. Здание построил обрусевший итальянец Фридрих Цукерман.
с. Устье. Ограда Воскресенского погоста с лабазами и торговыми рядами.
с. Устье. Воскресенский храм (храм в честь Воскресения Христова) (1763-1773 годы строительства) с двумя алтарями.
с. Устье. Храм Николая Чудотворца, 1836 год.
с. Устье. Храм Николая Чудотворца, 1836 год.
д.Чирково. Храм во имя свт. Афанасия Великого (1863г.)
И наконец - посадка на "самое комфортабельное судно на побережье Кубенского озера" - "Бриз" и отбытие в сторону острова Спас-Каменный.
Самое комфортабельное судно на побережье - "Бриз"
Во время плавания удаётся насладиться видами храма во имя святого Афанасия Великого (Афанасьевский храм) на противоположном берегу реки Кубены в селе Чирково на Лысой горе.
д.Чирково. Храм во имя свт. Афанасия Великого (1863г.)
Выход из реки Кубена в Кубенское озеро
В собственно устье реки Кубены при впадении её в Кубенское озеро на встречном курсе нам встретилось ещё одно интересное судно здешней акватории - "Сомик". Как рассказала нам экскурсовод Елена Николаевна, буквально за два дня до этого ей с предыдущей группой повстречался этот "Сомик", во время шторма на Кубенском озере возвращавшийся с владыкой архиепископом Вологодским и Великоустюгским Максимилианом с острова Спас-Каменный. Волны буквально перекатывались через низкую палубу "Сомика", а владыка смело стоял на верхней палубе-смотровой площадке - и это было весьма впечатляющее зрелище.
"Сомик" - еще одно судно на котором можно добраться до острова Спас-Каменный
Уже из устья реки Кубены можно вдалеке увидеть остров Спас-Каменный (а весь путь по воде до острова от села Устье у нас занял около 50 минут, расстояние по gps - 10 километров 700 метров), и этот крошечный островок всё увеличивается по мере приближения к нему.
Вдали показался остров Спас-Каменный
Спас-Каменный в прямой видимости
остров Спас-Каменный
остров Спас-Каменный
Высадка с судна (равно как и потом посадка) была довольно-таки экстремальной: по тонким качающимся деревянным сходням прямо с борта на каменистый берег острова.
Высадка на остров Спас-Каменный
На берегу нас встречает хранительница здешних мест, в настоящее время директор музея, Надежда Александровна Плигина, попавшая много лет назад на этот остров со своим мужем подлинным энтузиастом и подвижником - Александром Николаевичем Плигиным, да так и задержавшаяся здесь на всю свою жизнь. Многие годы история и душа этого острова сохранялась только благодаря энергии и стараниям этих двух человек.
Надежда Александровна Плигина
А сам остров встретил нас каменными развалинами, памятником человеческому безрассудству и глупости, жадности и бездушия - руинами взорванного храма... А также рукописной табличкой "А ты привёз камень?". Еще Александр Плигин завёл традицию, что все прибывающие на остров привозят с собой камень, кирпич, землю.
---------------
Небольшая историческая справка (по материалам "Книга о Спасе-Каменном, его прошлом и настоящем. Дом Спаса. Вологодские каменные Кижи. сост. В.В.Дементьев, Н.А.Плигин, А.К.Сальников. Вологда, 2008г."):
Спасо-Каменный монастырь, расположенный на острове в Кубенском озере Вологодской области в XIII веке (1260 год, за 137 лет до Кириллово-Белозерского монастыря!) и в 2010 году ему исполняется 750 лет. В богоборческие годы обитель закрыли, а потом разрушили храмы, в том числе и жемчужину древнерусской архитектуры - Преображенский собор. Осталась лишь колокольня, она служила маяком и очень помогала рыбакам, плавающим по бурному озеру. В восьмидесятые - девяностые годы XX века началось возрождение прославленной обители. Сейчас здесь идут восстановительные работы.
Остров чутко бережёт свои тайны. Кто и когда первым ступил на его каменистую землю? Когда здесь возникла монашеская жизнь? На последний вопрос большинство местных жителей ответят: монастырь построил белозерский князь Глеб Василькович в 1260 году. Такова монастырская легенда, записанная ещё в XV веке старцем Паисием Ярославовым, постриженником этой обители, бывшим игуменом Троице-Сергиева монастыря.
В 1446 году старец Паисий, постриженник Спасо-Каменной обители, мог познакомиться с великим князем Василием Тёмным (внуком Дмитрия Донского), когда осенью великий князь, недавно ослеплённый Шемякой, побывал на Каменном острове. Именно сюда Василий Тёмный прибыл после освобождения в свои Вологодские вотчины из Углического заточения для пострижения в монахи. И именно на Каменном острове состоялись переговоры "верных людей" со свергнутым великим князем , которые и привели к снятию кирилловским игуменом Трифоном с Василия Тёмного клятвы крестного целования, к которой его принудил Шемяка. Духовное очищение, прежитое им на Каменном острове, глубокий душевный перелом, случившийся в ту сентябрьскую ночь на Кубенском озере, благословоение Макария Желтоводского и Унжеского и напутствие Трифона, сказанные от лица Православной Церкви и, таким образом, снявшие с его исстрадавшейся души неимоверной тяжести грехи, даже преступные деяния, вдохнули в великого князя прилив жизненных сил, которые уже не покидали "берегов" его души до конца жизни. А дни великого княжения московского самозванца,галического князя Дмитрия Юрьевича Шемяки оказались сочтены...
Зимой 1528 года сын Ивана III Василий Иоаннович (Василий III) вместе со второй своей супругой Еленой Глинской предпринял богомольную поездку по северным монастырям, испрашивая Господа о даровании ему наследника после четырёх лет неплодия княгини. Они посетили Спасо-Прилуцкий, Спасо-Каменный, Глушицкий, Корнилиево-Комельский, Павло-Обнорский и Кириллово-Белозерский монастыри, везде молясь о чадородии у мощей чудотворцев, основателей обителей, давая братии щедрые милостыни. Богомольная поездка в декабрьские холодные дни 1528 года сыграла свою благодатную роль и привела к тому, что 25 августа 1530 года у них родился долгожданный наследник - будущий царь Иоанн Грозный...
В мае-июне 1545 года Иван Грозный совершил, как и его отец, богомолье по кубенским и белозерским монастырям. Несколько дней он ждал в Устье Кубенском хорошей погоды, чтобы переплыть в обитель, которой столь многим обязаны его отец и прадед Василий Тёмный, но совершить паломничество так и не удалось...
...Петр I спрыгнул на берег, подивился просебя малости острова и древности церквей, которая была вилна даже во внешнем их облике. У стен монастыря на берегу какие-то мужики жгли костёр и варили артельную уху, сытный дух которой доносился до царя и его спутников. "...Не хочешь ли с нами подкрепиться? Такой рыбы ты, государь, поди, и не едал. По-нашему, она зовётся нельмушкой." Пётр с превеликим удовольствием попробовал горячей ухи и во время разговора вызнал, что не первый российский царь он в этих краях...
...Красота окружающей природы, святость, которой так и дышит это место, причём "дышит" в прямом смысле, так как через руины Спасо-Преображенского собора от мощей святых праведников, до сих пор покоящихся под спудом, выходит на поверхность даже в крещенские морозы тёплый воздух: так, вода в кружке, поставленная в таких местах на разрушенные стены собора, не замерзает даже в сильные морозы!...
Не могу не процитировать замечательное стихотворение-притчу выдающегося русского поэта Юрия Кузнецова, опубликованное уже после его неожиданной кончины. Юрий Кузнецов рассказал с какой-то мистической удалью, свойственной только ему, легенду, связанную со Спас-Камнем, не будучи там никогда, более того, не зная ничего конкретного об этом монастыре. Притча и не предполагает в своей художественном обобщении фактологическую точность.
Юрий Кузнецов. МОЛИТВА На голом острове растёт чертополох Когда-то старцы жили там - остался вздох. Их много было на челне... По воле волн Прибило к берегу не всех - разбился челн. Спросил один чрез много лет: - А сколько нас? - А сколько б ни было, все тут, - был общий глас. Их было трое, видит Бог. Всё видит Бог. Но не умел из них никто считать до трёх. Молились Богу просто так сквозь дождь и снег: - Ты в небесех - мы во гресех - помилуй всех! Но дни летели, годы шли, и на тот свет Сошли два сивых старика - простыл и след. Один остался дотлевать, сухой, как трут: - Они со мной. Они в земле. Они все тут. Себя забыл он самого. Всё ох да ох. Всё выдул ветер из него - остался вздох. Свой вздох он Богу возносил сквозь дождь и снег: - Ты в небесех - мы во гресех - помилуй всех! Мир во гресех послал корабль в морскую даль, Чтоб разогнать свою тоску, свою печаль. Насела буря на него - не продохнуть. И он дал течь, и он дал крен, и стал тонуть. Но увидала пара глаз на корабле: Не то костёр, не то звезда зажглась во мгле. Солёный волк взревел: - Иду валить норд-ост! Бывали знаки мудреней, но этот прост. Пройдя, как смерть, водоворот меж тесных скал, Прибился к берегу корабль и в бухте стал. И буря стихла. Поутру шёл дождь и снег, Морские ухари сошли на голый брег. Они на гору взобрались - а там сидел Один оборванный старик и вдаль глядел. - Ты что здесь делаешь, глупой? - - Молюсь за всех. - И произнёс трикрат свой стих сквозь дождь и снег. - Не знаешь ты святых молитв, - сказали так. - Молюсь, как ведаю, - вздохнул глупой простак. Они молитву "Отче наш" прочли трикрат. Старик запомнил наизусть. Старик был рад. Они пошли на корабле в морскую даль. Чтоб разогнать свою тоску, свою печаль. Но увидали все, кто был на корабле: Бежит отшельник по воде, как по земле. - Остановитесь! - им кричит, - Помилуй Бог, Молитву вашу я забыл. Совсем стал плох. - Святой! - вскричали все, кто был на корабле. - Ходить он может по воде, как по земле. Его молитва, как звезда, в ту ночь зажглась... - Молись, как прежде! - был таков их общий глас. Они ушли на корабле в морскую даль, Чтоб разогнать свою тоску, свою печаль. На голом острове растёт чертополох. Когда-то старцы жили там - остался вздох. Как прежде молится сей вздох сквозь дождь и снег: - Ты в небесех - мы во гресех - помилуй всех!
---------------
Радушный приём, обзорная экскурсия по острову и лекция в маленьком музее в бывшей монастырской гостинице, а ныне единственном жилом здании на острове, купание в озере, чаепитие и задушевная беседа на летней кухне с хозяйкой - и 2,5 часа пролетели как одно мгновение...
Мы уплываем, а Надежда Александровна остаётся на острове одна... Надо сказать, что живёт на острове Надежда Александровна практически круглогодично, но в последнее время надолго одну её не оставляют: есть и добровольные помощники, и работающие в рамках федеральной программы реставраторы и архитекторы. Вот и в этот раз мы увозили на большую землю несколько человек архитекторов и реставраторов, в их числе удивительная девушка - Анна (ниже фотографии Анны из интернет-форума; очень советую почитать её заметки об острове на этом форуме):
Благодаря её стараниям все гости острова могут увезти с cобой на память кусочек Спаса-Каменного - миниатюры с изображением острова на камушках
А мы попрощались с островом, но кусочек сердца оставили здесь. Сейчас, по прошествии почти года после поездки, могу сказать, что тянуть на этот остров меня не перестаёт... Дорога проложена - теперь можно повторить, но уже несколько с другими мыслями, с другим отношением.
Надежда Александровна остается на острове совсем одна...
Спас-Каменный остров позади...
27 февраля 2010 года
оригинал статьи размещён по адресу: http://furgon.ucoz.com/publ/1-1-0-136
Отредактировано Furgon (2010-03-02 11:42:12)