Говорит Раши: "Сказано: сотворил Б-г, (Судья), и не сказано: сотворил Господь (Милосердный). Ибо вначале вознамерился сотворить (мир) на основе (строгого) правосудия, но увидев, что мир не может так существовать, выслал вперед милосердие и соединил его с правосудием. К этому относится сказанное: "в день созидания Господом Б-гом земли и неба" [2, 4]."
В начале Торы приведены два рассказа о сотворении мира. Первый – общий, где вкратце описывается происхождение мира в течении семи первых дней. В этом рассказе, по словам мудрецов, описана в концентрированной форме вся история мироздания с момента сотворения и до конца дней. Второй более подробный, когда все события с Адамом и Хавой происходили в шестой день.
Второй рассказ открывается фразой " Вот порождения небесные и земные при сотворении их, в день созидания Г-сподом Б-гом земли и неба", где снова сказано о сотворении неба и земли, только теперь упоминается также имя Г-сподь. Про это говорит Раши, что Творец выслал вперед милосердие и соединил его с правосудием.
Однако этот комментарий Раши требует объяснения.
В Торе встречаются несколько имён Творца. Сразу возникает вопрос: почему у Творца есть несколько имён? Более того как вообще может быть у него имя? Дать имя означает дать определение то есть установить рамки и границы. Кроме этого имя на языке Торы, как было сказано, показывает на суть предмета. Но Творец бесконечен и не постижим, следовательно не может быть Ему имя в рамках понятий человека. Поэтому, объясняют мудрецы Торы, все имена Творца в действительности не являются его именами, и не показывают на суть Его, о чём нельзя даже представлять в своём воображении. Они же показывают на проявления Творца в нашем мире – каким образом Он представляет себя нам, а не какой Он на самом деле. В различные времена Он проявляется по разному, поэтому есть несколько имён.
Если в мире наблюдается изобилие благ и отсутствие страданий, значит Творец проявляет себя как милостливый на что показывает четырёх-буквенное имя Ашем (Г-сподь). Оно же называется "основным" именем (Ашем амефураш). Если же наоборот в мире присутствуют беды и недостаток, значит Он проявляется в данный момент в виде судьи вершаюущего правосудие. На это показывает имя Элоким (Б-г).
Таким образом проявление Творца означает влияние на мир и управление им, а Его имя показывает на форму управления миром – с позиции милосердия (мера милосердия) или с позиции правосудия (мера суда). Мера суда называется также мерой справедливости, поскольку в основе правосудия находится идея установления справедливости. Каждое имя показывает на другую форму управления миром. Обычно проявление Творца это сложное сочетание этих форм управления или другими словами определённая комбинация имён которая в принципе меняется каждое мгновение в соответствии с моральным состоянием человечества.
Отредактировано Блох Исаак Абрамович (2008-08-14 20:52:50)