Как Вы относитесь к причащению после того, как закончилась Литургия? Приходят люди и говорят что опоздали. Надо-ли в таком случае их причащать? Или же говорить, что бы приходили на следующий день? Скажу своё мнение, что я лично я против этой практики.
Причащение
Сообщений 1 страница 17 из 17
Поделиться22007-01-21 12:15:15
Не была в такой ситуации. Впрочем, мне кажется, что, получив отказ, люди будут серьезнее к этому подходить, что ли...Хотя, духовенству виднее.
Лично меня больше волнует дальнейшая судьба тех граждан, которые сознательно причащаются без исповеди. Так что, неплохо было бы спрашивать (диакону) почти у каждого, подходящего к Чаше, не заглядывал ли тот в крестилку утром.
Поделиться32007-05-10 12:03:37
Мне думается, что здесь следует говорить о невнимательности прихожан к причащению. Те, кто подбегает к Чаше последним. К ним вопрос: где вы были во время Литургии? Молились или на территории храма простаивали?
Другое дело (я сталкивался с такими случаями), когда в Собор приезжали люди из соседних районов, опаздывали на исповедь и причастие - таких священник причащал после всех, даже когда заканчивал Литургию. Нужен в любом случае индивидуальный подход и никогда не допустима грубость. Никогда, но, к сожалению, это бывает очень часто. Человек церковный порог уже не переступит, и виноваты будем мы.
Даже когда человек неосознанно приступает к Чаше (это касается новоначальных), не имеет опыта, Бог его принимает. Я на своём опыте скажу, что когда было мне лет 15-16, я тоже подбегал иногда к Чаше последним, хотя и находился в храме, не знал Литургии, но душе было хорошо. Нас учили никого не отталкивать от Чаши. Священник прихожан может знать в лицо, а если он чувствует, что человек новый, может спросить его: были ли вы на исповеди и др.
Знаю случаи, когда люди, впервые переступившие порог храма, подходили в центр, "как все", то есть причащались. Им становилось очень легко и радостно. Когда же они стали воцерковляться, понимали, что причастились без подготовки, каялись, конечно, но тех радостных ощущений никогда, перевернувших их духовную жизнь, никогда не могли забыть.
Неисповедимы пути Господни...
Поделиться42007-05-10 12:07:52
Алексей.
Почему Вы пользуетесь форумом как Гость? Вы же зарегистрированы!
Хочется Вам плюсиков наставить, а некуда.
Поделиться52007-05-20 21:35:18
Уважаемый ОК. Я пока не освоил другого способа работы на форуме.
Ещё хотел поделиться с практикой причащения. Когда я учился на 2 курсе в Сретенской семинарии, исповедь у нас практиковалась в пятницу вечером, а в воскресение за ранней или поздней Литургией причастие. Видите, временной разрыв более, чем в сутки. Я слышал от некоторых прихожан (в Череповце), что исповедоваться надо непременно перед причастием, то есть только утром (всякие с мужем/женой терния, и проч.). В Москве есть устойчивая практика (она действует и в семинарии) причащения в конце великого поста: на Лазареву субботу или Вербное воскресение (с исповедью), в Великий Четверг (исповедь), а в великую субботу и на саму Пасху, если причащался в Великий Четверг, можно к чаше подходить и без исповеди. Без исповеди благословляется ежедневное причащение в течение всей Светлой Седмицы!
На Афоне есть такая практика (те, кто там был, может, встречали): причастились, а потом только пошли к старцам-духовникам по кельям на исповедь. То есть обратное действие: сначала - причастие, затем - исповедь. В Греческой церкви не все священники имеют право исповедовать, а только те, кто имеет специальную архиерейскую грамоту (в силу духовного роста и опыта). На Афоне можно исповедаться старцу-монаху, который не имеет священного сана. В таких монастырях перед причащением иеромонах читает помимо молитвы перед причастием разрешительную молитву, одну на всех. Затем все причащаются.
Ещё в начале 20 века профессорами наших Духовных Академий было отмечено, что покаянная дисциплина в других Поместных Церквях падает. К слову сказать, в США если подойти и попросить тебя исповедать священника церкви, принадлежащей Антиохийскому Патриархату, он в лучшем случае не поймём или косо посмотрит. Там долго понять не могли, когда смотрели видеозапись торжеств 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского: а что же это там ваши священники на табуреточках сидят у аналойчиков, а рядом тьмы народу?!
Как бы то ни было, все сходятся на одном: исповедь и причастие не состоятся в двух случаях - упорное непримирение с ближним и сознательное сокрытие греха.
Поделиться62007-05-20 23:08:50
Когда я учился на 2 курсе в Сретенской семинарии...
Так в многих семинариях. Но здесь очень важно обратить внимание на условия. Семинаристы, да ещё и в учебном заведении закрытого типа. Все свои. И очевидно, что просто по умолчанию предполагаются вера, благочестие и, как минимум, осознание происходящего. Поэтому, между исповедью и причастием может пройти и день, и два... А в случае со священником, и того больше. Но на приходе, где вход в храм открыт всем и каждому, такая практика невозможна. Даже, если духовник знает человека, "ведёт" его - всё равно нельзя, т.к. это будет элементарно соблазнять других прихожан. А вот, если приход маленький, все друг друга знают, служат ежедневно... Да и то... слухи пойдут, что "батюшка-то какой-то не такой".
На Афоне есть такая практика (те, кто там был, может, встречали): причастились, а потом только пошли к старцам-духовникам по кельям на исповедь. То есть обратное действие: сначала - причастие, затем - исповедь.
Интересно. Там многое наоборот. Нетление мощей, например... Или вот сейчас вспомнил интересную особенность: сначала поклон, а потом только осенение себя крестным знамением. Сам видел.
В Греческой церкви не все священники имеют право исповедовать, а только те, кто имеет специальную архиерейскую грамоту (в силу духовного роста и опыта).
Замечательно! Это не в Греции должно быть, а повсеместно.
Пора опять разделить исповедь на таинство покаяния - любому священнику и откровение помыслов - старцу с грамотой.
Поделиться72007-05-21 20:45:58
Практика Греческой Церкви, когда исповедь доверяется духовно опытному священнику, несомненно. имеет много положительных сторон. Это совсем не значит, что другие священники не могут исповедывать. В своё время они тоже могут получить такую возможность. В нашей Церкви эта практика не применима: просто не хватает священников, а если ещё и ограничить их число правом совершать исповедь, то какие же будут очереди в Рождестве и Воскресенском соборе!
Я знаю одного иеромонаха (а это было в 1990- годы, когда рукополагали всех подряд), которого постригли и рукоположили в священный сан в ... 19 лет! Более того, архиерей назначил духовником в женский монастырь!!! Чем это кончилось - он ушёл не только из женского, но и из мужского монастыря. Те, кто его видел в последний раз, говорят, что он недавно развёлся со второй женой...
Выводы сделайте сами...
Поделиться82007-05-24 19:34:57
Знаю лично этого иеромонаха. Зря Вы, Алексей. Ни к чему, мне думается, приводить такие примеры. Если открыть патерики, то можно найти весьма немалое количество примеров падений не только священников, но и вообще, по всем показателям, святых людей! Можно, например, говорить все, что угодно об Иуде Искариотском, однако факт остается фактом: он был одним из двенадцати. И таким его воспринимали остальные одиннадцать. Вплоть до страшного падения.
Зачем обнажать человеческую слабость? Тем более, если рассматриваемый субъект - священник?
Поделиться92007-05-24 20:48:09
Так что, неплохо было бы спрашивать (диакону) почти у каждого, подходящего к Чаше, не заглядывал ли тот в крестилку утром.
А знаете ли вы что иповедь перед причастием не обязательна? И как вы к этому относитесь?
Поделиться102007-05-25 20:01:35
То, что исповедь перед причастием не обязательна - этого нигде не встречал, кроме трудов упомянутых литургистов начала 20 века. Например, у профессора Алмазова, который писал о падении покаянной дисциплины в Сербской Православной Церкви. Принимать Тело и Кровь Христовы следует с чистым сердцем и совестью, то есть после исповеди. Лично я никогда не подойду к Чаше, не испытав своей совести, не исповедавшись. То, почему исповедь стала предварять причащение - вопрос, уходящий в глубину веков (кому интересно, почитайте соответствующую литературу). Другое дело - исповедь и причастие - 2 разных таинства, можно, например, исповедаться без причастия, но не причаститься без исповеди. Священнослужитель перед богослужением исповедуется? Спрашивается: зачем? А прихожанам, желающим причаститься - этого разве не надо? Позвольте посоветовать: никогда не подходите к Чаше без исповеди! Не пренебрегайте исповедью! Слушайте совесть.
Поделиться112007-05-25 20:13:40
Спасибо, Алёша.
Поделиться122007-05-25 20:44:17
Насколько мне известно, в первые века христиане брали СВ. ДАРЫ домой и потом при необходимости Причащались (поправьте меня, если ошибаюсь).
А если так, то без исповеди перед Причащением, ибо могло пройти много времени.
Поделиться132007-05-25 20:46:37
Тогда исповеди в нашем понимании не было.
Поделиться142007-05-25 21:15:37
Мне попалась вот такая интересная информация
Круглый стол "Подготовка ко святому причащению:
историческая практика и современные подходы к решению вопроса"
Подготовка ко Святому Причастию: историческая справка.
Боженов А.В.,
начальник отделения деткских и молодежных программ
Патриаршего Цеентра духовного развития детей и молодежи
Ваше Преосвященство, Ваше Высокопреподобие, уважаемые участники и гости Круглого стола!
1. Сразу хочу подчеркнуть, что, строгое историко-каноническое исследование практики подготовки к причастию практически невыполнимо. Связано это, прежде всего, с тем что немногочисленные памятники нашего древнего церковного законодательства почти не касаются рассматриваемой темы. В результате трудно составить цельное и неоспоримое представление о большинстве поднятых вопросов. В свою очередь, надо заметить, что такая ограниченность источников рождает многочисленные версии и споры среди исследователей.
2. Цель этого сообщения лишь напомнить об общеизвестных, если можно выразиться, «вехах» на историческом пути вопросов подготовки ко Святому Причащению.
3. Христиане первых трех веков причащались за каждой литургией, следуя апостолам, которые постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян.2,42). Все древние писатели говорят о еженедельном причащении мирян.
4. В некоторых поместных Церквях (например, в Александрийской и Карфагенских Церквах) существовал обычай ежедневного причащения на дому.
5. Всем известное девятое каноническое правило святых апостолов подтверждает причащение мирян за каждой литургией: "Всех верных, входящих в церковь, и слушающих Писания, но не пребывающих на молитве и святом Причащении до конца, как производящих бесчиние в церкви, подобает отлучать от церковного общения".
6. Необходимость подготовки к Евхаристии утверждается Священным Писанием, апостол Павел говорит: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем...» (1 Кор 11:28-29). При этом общеизвестно, что такие обязательные в настоящее время элементы подготовки, как телесный пост, исповедь, строго определенное молитвенное правило, отсутствовали у древних вплоть до окончания эпохи Вселенских Соборов. Об этом косвенно свидетельствуют некоторые авторитетные в каноническом отношении правила, например, 66 правило Трулльского Собора, которое обязывает («должны») всех верующих все дни Светлой Седмицы «наслаждаться Святыми Тайнами», 58 правило, полагающее за самопреподание себе Св. Таин мирянином в присутствии епископа лишь недельное отлучение от причастия и другие...
7. Главными условиями участия в Евхаристии является крещение, вера и жизнь по заповедям Христовым. Мученик Иустин Философ: «пища эта называется у нас Евхаристией, и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего, омылся омовением в оставление грехов и в возрождение, и живет так, как предал Христос» (Апология, п.66). К причастию подготавливала та жизнь, которой жил христианин в общине в течение недели между одной Евхаристией и другой, как литургическая – через участие в богослужениях суточного круга, так и бытовая ее часть, в которой выражалось стремление каждого христианина жить по Евангелию, свидетельствовать о приблизившемся Царстве Небесном. Можно сказать тоже самое словами прот. Николая Афанасьева: «Нет необходимости идеализировать жизнь древних христиан для того, чтобы иметь возможность утверждать, что вся их жизнь в целом была непрестанной подготовкой к участию в Евхаристическом собрании».
8. Необходимым моментом подготовки к Евхаристии выдвигалось также евангельское (Мф 5:23-24) требование примирения с ближними, с членами христианской общины. В Дидахе христианам указывается: «В день Господень собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, чтобы не осквернилась жертва ваша». (Дидахи, 14,1-2).
9. Еще одна древняя форма подготовки к Евхаристии это принесение даров к литургии, жертва веществ для таинства. Мученик Иустин свидетельствует, что к этим дарам обязательно присоединялись и дары ближним. «Между тем достаточные и желающие, каждый по своему произволению, дают, что хотят, и собранное складывается у предстоятеля, и он имеет попечение о сиротах и вдовах, о всех нуждающихся вследствие болезни или по другой причине, о находящихся в узах, о пришедших в нужде».
10. Еще одним раннехристианским элементом в подготовке к приобщению, следует назвать литургический пост или причащение натощак. Относительно апостольского времени можно сказать, что Св. Дары принимались не натощак, как это можно заключить из речи ап. Павла к Коринфским христианам (Коринф. 11 гл. 20-34 ст.). Но уже со II в. идут свидетельства другого рода. Тертуллиан, св. Златоуст, св. Киприан, Василий Великий, св. Григорий Богослов и другие отцы представляют эту практику как результат традиции, сохраняемой везде. А блаженный Августин даже видит благодать Св. Духа в этом общем единении церквей. «Угодно было Св. Духу» - пишет бл. Августин, - «почтить великое таинство (евхаристии), чтобы Тело Господне входило в рот христианина прежде всякой пищи». Вместе с установившейся практикой принимать Св. Дары прежде принятия пищи, появились и церковные правила, касающиеся этого вопроса, можно назвать Трулльский Собор на Востоке, Карфагенский, Оксерский на Западе.
11. Как известно, в первые века не существовало института исповеди, кроме самой первой исповеди за всю жизнь и практики вторичного покаяния в случаях отпадения. Церковное покаяние в древности носило исключительный характер, и происходило только после совершения смертного греха, после отпадения человека от Тела Церковного. Это покаяние, как правило, носило публичный характер, и сопровождалось значительными сроками отлучения от Причастия. За отречение от Христа, принесение жертв идолам человек часто сподоблялся Причастия только на смертном одре.
12. Не совершившим смертного греха христианам Древняя Церковь предоставляла право самим испытывать свое достоинство и годность для участия в Евхаристии, считалось, что «совесть человека есть руководящее правило для причащения Божественных Тайн» и человек сам должен испытывать себя перед участием в Евхаристии.. Так, Климент Александрийский говорит, что: «каждому лучший судья его совесть - приступить ли к евхаристии или же уклониться» (Строматы, кн. 1 гл. 1). Позднее св. Иоанн Златоуст сформулирует древний принцип подготовки следующим образом: «главное благо в том, чтобы приступать к Ним (к таинствам) с чистою совестию…; он (Павел) знает одно только время для приступания к тайнам и причащения - когда чиста совесть…; не должно касаться этой трапезы с порочными пожеланиями, которые хуже горячки. Под именем порочных желаний необходимо разуметь как телесные, так и вообще все порочные наклонности (любостяжание, гневливость, злопамятность)… Праздник есть совершение добрых дел, благочестие души и строгость жизни; если ты имеешь это, то всегда можешь праздновать и всегда приступать. Потому (апостол) и говорит: «да испытывает себя» каждый, и таким образом да приступает; повелевает испытывать не одному другого, но самому себя, устрояя судилище без гласности и обличение без свидетелей».
13. Вопрос о «телесной чистоте» решался древними различно, в таком древнехристианском памятнике, как Апостольские постановления, наблюдения перед причастием относительно законных соитий, течения кровей и родов у женщин, течения семени во сне называются иудейским обрядом и отвергаются в принципе. Близкую позицию к этой имел святитель Афанасий Великий, который утверждал, что какое-либо естественное извержение не имеет в себе что-либо греховного или нечистого. Однако, святители Дионисий и Тимофей Александрийские мыслили иначе. Они запрещают причащение женщин в месячных и родах, а также причащение супругов после супружеского общения. Со временем на Востоке этот запрет (как это видно по толкованиям патриарха Вальсамона и Зонары) стали понимать как запрет на посещение храма в эти периоды. В Западной Церкви по этому вопросу возобладала точка зрения папы Григорий I (Двоеслова), в соответствии с которой, в частности, женщинам не возбранялось входить в храм и приобщаться Св. Таин во время месячного очищения.
14. В 4 веке христианство вышло из периода гонений. Изменение отношений между церковью и государством коренным образом отразилось на многих сторонах жизни Церкви, и на практике подготовки к Евхаристии в том числе. Обращение Империи в христианство привлекло в ряды Церкви много «номинальных христиан». По слову митрополита Сергия (будущего Патриарха Московского): «Из личного, чисто жертвенного подвига христианство для большинства людей превратилось в дело общественного приличия, а иногда даже и выгоды». Духовная напряженность христиан ослабела, и создалось небрежное и недостойное отношение к Литургии. В Византии иногда даже патриарх или император уходили из храма после чтения Евангелия. Попытки воздействовать на эту ситуацию зафиксированы в творения многих святых отцов и даже правилах церковных сборов (Эльвирский (305), Сердикский собора (343 г.), но несмотря на это за очень небольшой период времени (буквально несколько десятков лет) в церкви появляется проблема редкого причащения, и уже отцы конца 4 века (по крайней мере св. Иоанн Златоуст, св. Амвросий Медиоланский, св. Касиан Римлянин) сетуют на распространенную практику причащения 1 раз в год.
15. В ответ на эти нестроения расцветает монашество, как попытка воплотить евангельский максимализм в новых условиях. В монастырях постепенно развивается практика частого (Скабалланович), а впоследствии и ежедневного служения Евхаристии. Для монахов все время жизни было посвящено приготовлению к таинству и подвигу «очищения сердца великими подвижническими «трудами и потами»». В монастырях возникает особый уклад духовной жизни, в котором одно из центральных мест занимает монашеское исповедание помыслов, для обретения назидания и помощи в борьбе со страстями. Отсюда возникает тесная связь причащения с исповеданием помыслов (исповедью), которой не знала Древняя Церковь. Эта практика из монастырей была перенесена и в мирянскую среду.
16. После времен иконоборчества монашеская практика исповедания помыслов получила новый импульс развития в среде народа. Связано это было с исключительной ролью монашества в защите православия от иконоборческой власти и почти поголовным отступничеством белого духовенства. Возникшее доверие привело к распространению монашеской практики в среде народа.
17. Переходя теперь к нашей Церкви можно процитировать проф. С.И. Смирнова, который пишет, что «дисциплина тайной исповеди и покаянии сложилась в монастырях христианского Востока в период Вселенских соборов; ее орган – духовник развился в бытовой стороне из монастырского старчества. В течении X-XII веков тайная исповедь завоевывает себе господствующее положение в Восточной Европе, вытесняя исповедь публичную. Пришедшее на Русь из Греции и отчасти, может быть, из Болгарии духовенство принесло с собой почти готовую… дисциплину покаяния и институт духовника… Народившийся на Руси класс духовенства, естественно, принял покаянную письменность христианского Востока, воспринял с нею.. и самый строй дисциплины… и в течении всей допетровской истории дисциплина эта просуществовала почти неизменно приблизительно в тех бытовых чертах своих, в которых она зародилась и сложилась в восточных монастырях периода Вселенских Соборов».
18. Исследователи расходятся лишь в том, представляла ли в начальный период истории нашей Церкви (первые 150-200 лет) эта дисциплина переходное состояние от публичной к тайной исповеди, в каком находилась она в Греческой Церкви после периода Вселенских Соборов и в первые полтора века существования нашей Церкви прошла стадию развития, аналогичную той, которая имела место на Греческом Востоке или нет. С точки зрения проф. Смирнова и Голубинского на Руси в этот период, например, существовал древнехристианский обычай частого приобщения, на это указывает памятник первой половины 11 в. «Некоторая Заповедь», которая содержит дозволение верующим приобщаться еженедельно, без предварительной исповеди.
19. К 12 веку на Руси формируется практика обязательной исповеди перед причастием. Обыкновенно исповедь проходила постом, так как «покаяние без поста», по понятиям древних русских, «праздно есть». Все говение от начала до конца верующий должен был находится под непосредственным руководством своего духовника. На Востоке причащение также стало связываться с исповедью, например, постановление Кипрского собора 1620 г. указывает, что священник «должен опрашивать всех приступающих к Святой Чаше исповедовали ли они грехи и какому духовному отцу».
20. После 12 века на Руси исповедовались и причащались трижды в год, в посты: Великий, Петров и Филлипов, а с 14 века четырежды, в связи с появлением Успенского поста. Говение перед Причащением продолжалось весь пост.
21. К 16 веку на Руси сложился порядок говения, более «мягкий» в течении одной седмицы и сформировалось молитвенное правило перед причастием, которое, будучи большим по размеру, походило на современный вариант.
22. В Синодальный период практика подготовки ко причащению претерпела незначительные изменения. Под влиянием горячих проповедников, таких как свв. Феофан Затворник, Тихон Задонский, Иннокентий (Вениаминов) в практику некоторых христиан вошло более частое приобщение святых Таин, особая роль в этом процессе была у великого проповедника Евхаристии святого праведного Иоанна Кронштадского (+1909), который обращал внимание людей при подготовке к причастию не на формальную сторону вопроса, а на движение сердца. Я позволю себе маленькую цитату: «Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимание на готовность сердца для Бога, на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило к причащению. Между тем здесь, прежде всего, надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию св. Таин; если сердце право стало в утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв».
23. Дело отца Иоанна дало обильный плод во время революционных гонений 1920-х и 30-х гг. Об этом свидетельствует очевидец, чьими словами я закончу свое краткое сообщение: «Святая Чаша никогда не выносится втуне: многие приступают к ней, и все соучаствуют в их радости. Говорят о «евхаристическом движении» в русской церкви, где теперь дает свой плод дело о.Иоанна Кронштадского. Но еще нет единства в практическом осуществлении. Здесь поставлен огромной важности вопрос, и решается он каждым пастырем и каждым мирянином по своему. Одни призывают причащаться часто, но требуют достойного приготовления, другие настаивают на причащении за каждой литургией. Есть верующие – немногие, конечно – которые причащаются каждый день, другие еженедельно, чаще всего в большие праздники. Труднейший вопрос об исповеди, связанный с этим движением, решается различно. Некоторые практикуют общую исповедь, другие – весьма немногие – отделяя оба таинства, разрешают приступать к евхаристии без исповеди. Большинство сохраняет исповедь обязательную и тайную. Так уже в этом центральном вопросе церковной жизни явствует большая свобода, ныне господствующая в ней и отсутствие внешней регламентации».
Поделиться152007-05-25 21:34:04
Что то я не видел, чтобы священнослужители исповедывались перед каждой литургией. Это, мне кажется, невозможно.
Поделиться162007-05-25 22:05:43
Из всего вышеизложенного вытекают 2 вывода:
1.) Покаянная практика и практика причащения, частота причащения в разные времена были различными, менялись. В настоящее время также существует множество мнений и практик исповеди и причащения;
2.) Тем не менее, различные практики сходны в одном: испытание сердца и совести перед причащением (или в промежутках между причащения - видимо, для тех, где практикуется частое откровение помыслов).
В первые века, действительно, верующие брали домой Св.Дары и причащались дома. Также это было распространено в скитских монастырях, где монахи, живущие раздельно, собирались на богослужения в установленный день (воскресение или праздник), уносили из церкви Дары к себе в кельи и причащились по мере необходимости в промежутках между службами.
Что касается исповеди, то там ещё больше мнений исследователей. Например, М.Арранц пишет, что такие проповедники покаяния и нравственности, как Иоанн Златоуст и Афанасий Александрийский, вряд ли сами хоть раз в жизни были на исповеди (в современном её понимании)! Как исповедывались христиане первых веков? Перед иконами или ещё как? Что касается публичных исповедей, то они не всегда проходили на площади, как многим кажется, а совершались перед всей общиной в церкви в присутствии пресвитеров (чаще - епископов, которые отлучали от причащения кающихся на определённый срок). Сами кающиеся делились на 4 категории, которых уже давным-давно нет. Действительно, канонические правила, предусмотренные, например, за убийство, аборт, воровство, сейчас трудно применимы. Мы живём в период икономии (ослабление наказаний за грехи и канонические проступки).
Что касается исповеди священнослужителей перед литургией - она происходит либо перед литургией у престола, либо у собрата-священника. О.Иоанн Крестьянкин настоятельно не рекомендовал священнослужителям приступать к литургии без исповеди! К себе в этом отношении он был строг и нам советовал. Будет ли кто оспаривать сейчас практику обязательности исповеди перед причащением - сомневаюсь. А вот по другим вопросам: как часто причащаться, как готовиться (неделю, 2, 3 дня, вечер...) - единства мнений не наблюдается. Один лишь Бог видит наши сердца и решает, кому дать Дар, а кого оставить непричастившимся, то есть не причастным Своих Великих Даров и Таин.
Поделиться172007-11-19 21:29:14
Опять про богословскую конференцию "Православное учение о таинствах". Подготовка к причащению мирян стала одним из дискуссионных вопросов. Сербский богослов епископ Афанасий Евтич сказал, что РПЦ сама должна определиться с подготовительной практикой. Нет таких канонов, которые предписывали бы обязательный пост перед причастием, и вообще, как-то регламентировали подготовку к ней. В Сербский церкви причащают без исповеди, вернее, исповедь и причастие никак не связаны между собой. Исповедаются прихожане 2-4 раза в году, а причащаются гораздо чаще. То, что написано в изданиях молитвословов 1990-х годов про подготовку к причастию (после трёх канонов) во многом определило современную практику. Но там не говорится о примирении с ближними, искренной исповеди (а о посте в 3 дня, обязательно надо на службе вечером побывать и др.). Большинство пособий к исповеди (списки грехов и подобные брошюры) опасны. Отец Максим Козлов предложил в шутку к недавно выпущенному перечню "1000 грехов" нарисовать картинки! Говорилось об истории исповеди и подготовки к причащению. Например, до 10 века нет свидетельств, что исповедь принимало белое духовенство. Это была прерогатива монашествующих священников. Из монашеской среды вышла тайная исповедь, которая практикуется и по сей день. Отличительной чертой публичной исповеди было то, что она, как таинство крещения, для человека больше не повторялась, согрешивший публично перед всей общиной поражался в правах (имеется в виду, не допускался к причастию), а за какой именно грех - этого община могла и не знать. На пленарном заседании 13 ноября говорилось, что вставка в чин исповеди Петром Могилой разрешительной молитвы "и АЗ, недостойный иерей, властию Его мне данной, ПРОЩАЮ И РАЗРЕШАЮ тебя..." противоречит другим молитвам исповеди "АЗ есмь точию свидетель" (я только свидетель) и характеру самой исповеди (грехи прощает только Бог).
На конференцию не был приглашён А.И.Осипов с сотоварищи, секция про евхаристию прошла без них. О них даже не вспоминали. Обошлось без евхаристических споров (думаю, форумчане знают о них). Удивила многих практика причащения в Греческой церкви: если частиц в потире не хватает, берут особо вынутые на проскомидии с дискоса и считают их за Тело Христово; вино, добавляемое на литургии преждеосвященных даров в потир, считают Кровью Христовой (у нас же лишь освящённое вино). На Афоне - это знают уже многие - исповедь принимают простые монахи-старцы, не имеющие никакого священнического сана, и духовников из них много.
Похожие темы
Церковные правила | Православная вера | 2023-10-11 |
О необходимости исповеди перед причастием | Православная вера | 2024-03-12 |
Дети в храме | Церковь и мир | 2024-04-27 |
Смертная казнь | Разное | 2009-08-02 |
Таинство венчания | Православная вера | 2024-03-17 |