Эта пропасть, отделяющая человека от  Бога, является одной из главнейших проблем человека. Исправлением ситуации, способом приблизиться к Богу становится способность человека не только получать, но и давать - и прежде всего, давать жизнь, создавая своих детей по своему образу и подобию (9:3). Разумеется, это не единственный вариант созидания: приближение к Богу возможно посредством также и других творческих актов или позитивных дел, но рождение детей является одним из важнейших таких путей.
С этой точки зрения Каин находится в центре мира - ведь именно благодаря ему Адам и хава стали родителями, творцами, приблизились к Господу. Поэтому Тора говорит не "родила сына и назвала Каин", а "родила Каина", т. е. "родила приобретение", родила свой новый статус.
В рождении же Авеля не было ничего самостоятельного. На первый взгляд, Авель является в некотором роде дополнением существования Каина. Однако, Авель привносит в жизнь важное понятие "братство", сдвигая Каина с его центрального места первенца добавляя к его сущности "быть сыном" (он изменил статус Адама и Евы, они стали родителями) понятие "быть братом". Таким образом, Авель обучает Каина принимать в расчет Другого и делиться с ним. Каин не смог выдержать этого испытания братством.
Рассмотрим характеры и профессии братьев. В переводе с иврита Каин значит "приобретение", то есть он - символ прочности, устойчивости, а Авель значит "горячий пар" (дыхание человека на морозе), то есть нечто самое эфемерное (это слово употребляется в знаменитом выражении Экклезиаста "Суета сует, все суета"). Но можно понимать это и по-другому. Авель - горячий пар, при котором происходит варка, то есть преобразование. Он призван исправить Каина, добавить ноль к Каиновской единице. Каин должен был стать основой развития цивилизации, а Авелю было поручено указывать ему на ошибки, помогать его исправлениям. Каин - земледелец, он исполняет работу, заповеданную Адаму, обрабатывать землю. Однако земледелец всегда рискует уткнуться в свой участок земли и перестать замечать мир вокруг. Такого не происходит с пастухом, который постоянно перемещается, видит мир вокруг, природу и небо. Так, Авель должен был показать Каину другие возможности в жизни А поскольку он пасет овец - то есть старается привлечь их и воспитать нужные модели поведения - он еще и воспитатель. Он призван также воспитывать и Каина. Но такая роль младшего брата является огромным испытанием для старшего.
Конфликт земледельцев и скотоводов очень древний (например, ненависть земледельцев-египтян к скотоводам-евреям в Библии). Между этими профессиями следующая разница. Земледельцы веками живут в одном месте, и для обработки земли нуждаются в организующей силе государства (например, построить систему орошения), так образовались огромные империи Египет или Месопотамия. Скотовод же не ограничен своим участком, он имеет больше свободы и простора, встречается  с разными людьми. Скотоводы духовно сильнее земледельцев, поэтому исторически скотоводческие народы захватывали земледельческие. Этот конфликт явился фоном отношений Каина и Авеля. Перед Авелем стояла задача поднять землеосвоение Каина на новый уровень, со взглядом наверх, не дать человеку закостенеть в материальности. Чтобы земледелие стало не владением (собственническое чувство), а сотрудничеством человека-арендатора с Богом-хозяином. Каин и Авель не справились с этой задачей, поэтому решать ее приходится всему человечеству до наших дней.