Наш форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Наш форум » Вологодская епархия » История Вологодской епархии


История Вологодской епархии

Сообщений 1 страница 30 из 138

1

Недавно в Архангельской области был издан справочник-список репрессированых  духовенства и мирян. его можно заказать через Интернет. В этот каталог включены люди, которые прошли через лагеря Северного края. Соответственно в нём есть духовенство и из нашей Вологодской области. Стоимость книги 300 руб.

2

Уважаемый "Ковальский". Спасибо, что подсказали. А есть ли там сведения конкретно о ЗЫКОВЕ Алексее Семеновиче, моем репрессированном в 1937- 38гг. деде из Тотемского р-на, с/с Мосеевский, д. Великий Двор. Был расстрелян по делу "конттеволюционная церковническая деятельность"?

3

Уважаемый Алексей! Вы представляет я таки нашёл информацию в этой книге про Вашего  дедушку.
Привожу полностью текст:

ЗЫКОВ АЛЕКСЕЙ СЕМЕНОВИЧ
Сторож церкви.
1877 – родился и проживал в д. В. Двор Тотемского р-на Вологодской обл. Из крестьян. Окончил трехклассную сельскую школу. Трудился при сельской церкви сторожом.
1937, 19 октября– арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» как активный участник «контрреволюционной группировки церковников». «Придерживался тихоновской ориентации».
1937, 1 декабря – постановлением особого совещания тройки УНКВД приговорен к расстрелу.
1938, 1 февраля – расстрелян.
1963, 7 мая – реабилитирован посмертно.

4

Дорогой Ковальский! Тут не просто спасибо! Это - подарок, раскрывающий белое пятно в истории рода. Я сообщу эту новость своим детям. И дочери репрессированного. Она живет в Тотьме. И ей на запрос ответили, что оснований для реабилитации у них там нет, а оказывается он был реабилитирован еще в мае 1963г. Это ведь важно для нее.
Примите мою благодарность. Как Вы видите, тема Истории Епархии хотя бы для меня и для Вас оказалась не лишней.
Алексей Зыков. Адрес для переписки - 620075, Екатеринбург, а/я 41 = Зыкову А.А.

5

Всегда пожалуйста  :rolleyes:

6

"Пройдя свой путь до половины // я очутился в сумрачном лесу". Эти строки вспомнились мне, когда я в поисках сведений о том. что такое КОНТРРЕВОЛЮЦИОННАЯ ЦЕРКОВНИЧЕСКАЯ ГРУППА" натолкнулся нечаянно и не связанное с предметом поиска на странную ветвь в русском православии - на ИСТИННО ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН.
    Что это такое? О них кто-нибудь пишет из ученых? И не является ли сие СЛОНОМ, раздутым из мухи?

7

В Интернете довольно трудно найти что-то конкретно об этом расколе.
Можете рискнуть прочесть, например, вот это: http://sysoev2.narod.ru/katraskol.htm
Можете заглянуть сюда: http://www.theonoesis.ru/compositions/toch.php
Но лучше почитать что-нибудь объёмное (т.е. серьёзное) вообще по истории Русской Православной Церкви в XX веке.
Картина вообще-то довольно трагичная. Не нужно упрощать.

Отредактировано OK (2007-04-26 22:52:11)

8

Уважаемый МОДЕРАТОР! Спасибо за подсказку. Буду вникать впраздничные дни. Алексей З.

9

Ковальский написал(а):

Недавно в Архангельской области был издан справочник-список репрессированых  духовенства и мирян. его можно заказать через Интернет. В этот каталог включены люди, которые прошли через лагеря Северного края. Соответственно в нём есть духовенство и из нашей Вологодской области. Стоимость книги 300 руб.

Книга появилась в библиотеке подворья в Череповце.

10

Дорогие форумчане. Есть хороший сайт про церкви Череповецкого и Белозерского районов: wwwbelolikovi.narod.ru. В последние дни он часто обновляется, заносятся фотографии церквей Череповецкого и др. районов. Исследованием церквей Череповецкого района с 2001 года занимается студент (в этом году выпускается) 5 курса Сретенской семинарии (г.Москва) Жамков Алексей. На учёте каждая церковь района, архивный материал из Новгородского, Вологодского, Ярославского (по церквям бывшего Мяксинского района: Мякса, Щетниское, Скобеево, Ильинское, Батран, Шишовка, Воскресенское-Мусора, Архангельское, Спас-Лом, Димитриевкое, Большая Шорманга, Верховье, Афанасово, Геогриевское - это бывший Пошехонский уезд Ярославской губерни) архивов, из ГАРФа (Государственный архив Росиийской Федерации). В этом году написано большое исследование на тему "История Вологодской епархии: 1943-1991 годы" по материалам, которые до недавнего времени были секретными (Совет по делам религий). Уникальные материалы по наши церкви: закрытие церквей в г.Череповце, решения Череповецкого горисполкома о сносе Воскресенского собора в 1952 и 1976 годах (дважды на Собор поднимали руку), как болезненно шёл процесс открытия церквей в Вологодской области, и проч. Возможно, работа будет издана, но ограниченным тиражом. Возможно, появится автореферат. Статьи по теме исследования решено публиковать в "Благовестнике". В архивных материалах много чего говорится и "жареного", которое,  по существующим правилам, опубликовываться не может. Сейчас думаем, как это преподать.

11

Уважаемые форумчане. Хотел бы предложить Вам поразмышлять по поводу жизни Воскресенского собора в 1930-1950-е годы. Что-то не стыкуется архивный материал с теми сведениями, которые печатаются про существование Собора в это время.
Напомню. Пишут, что Собор был закрыт в 1933 году, открыт 19 декабря 1947 года (19 декабря 2007 года будет юбилей, 60 лет возобновления служб, был выпущен календарь на 2007 года с указанием этой даты!!!). Рядом с Собором располагался Троицкий храм, который, судя по книге М.Ю.Хрусталёва “Череповец: Утраченные  святыни” (Рыбинск, 2002) снесли в 1930-е годы (см. стр.20).
С сентября месяца мы работали в архиве Совета по делам Русской Православной Церкви (с декабря 1965 года – Совета по делам религий) и Комиссии по делам культов (1922-1938), там про Собор написано совсем не так.
Начнём. В фонде 5263 деле №996 попалась переписка, датированная 1936-м годом, Череповецкого горкома с Ленинградским облисполкомом о страховом переобложении сторожа общины Воскресенского собора г.Череповца Ленинградской области. Согласно постановлению ВЦИК от 8 апреля 1929 года, если храм закрывался, община либо распускалась, либо присоединялась к другому действующему храму (на практике так было реже), продолжать действовать без храма и служить частным порядком она не могла. Вопрос: если в 1936 году община Собора ещё жива, то когда же в нём действительно прекратились службы? В 1933-м или же чуть позже?...
Как следует из протоколов заседания Совета по делам религий, а также отчётов уполномоченного Совета по Вологодской области И.М.Игнатова, открытие Собора хронологически происходило так. В 1945, 1946 годах череповецкие верующие писали заявления в Облисполком об открытии Троицкой церкви на Соборной горке. 15 августа 1946 года Вологодский облисполком рассмотрел такое заявление, одобрил и направил на утверждение в Совет. На заседании Совета 21 августа 1946 года заявление об открытии Троицкой церкви было одобрено, заодно одобрено и Советом Министров СССР. 11 октября 1946 года Череповецкий горком выдаёт церковной общине справку о регистрации (по сути, это означает, что приход действует). В октябре 1946 года в Череповец приезжает сам И.М.Игнатов, знакомится с общиной (то бишь с двадцаткой) и говорит: “Ребята, зачем вам Троицкая церковь, маленькая, невместительная? Вот, рядом Воскресенский собор стоит. Ну и что, пусть он и без куполов, но всё же более просторный” (к сведению, в то же самое время подобная перемена храма случилась в Великом Устюге: вместо Стефановской кладбищенской верующим дали Прокопьевский собор, который благополучно отобрали в 1964-м году). Верующие согласились на замену церкви, получили одобрение Облисполкома. 29 ДЕКАБРЯ 1946 ГОДА (перед Новым годом) состоялась первое богослужение в отремонтированном Воскресенском соборе…
Вопросы: 1.) Откуда взялся в 1946 году в отчётах уполномоченного И.М.Игнатова и заявлении верующих Троицкий храм на Соборной горке, “снесённый” в начале 1930-х годов? 2.) Почему, как  указывается в упомянутом настенном календаре, Воскресенский собор был открыт 19 декабря 1947 года, хотя реально он уже как год действовал?!
Судьбу Троицкого храма после 1946 года мы пока не проследили (к 1960 году его уже не было, видимо, в 1950-е годы не стало). В 1952 году хотели разрушить несчастный Воскресенский собор (ситуация повторилась в 1976-1977 годах) но верующие его отстояли.
На этом всё. Сообщение и без того длинное. Мало занимаемся историей собственного края, господа…

12

да  тяжело было Русской церкви во время гонений. :(

Отредактировано D-A (2007-05-24 12:35:46)

13

Только что вернулся из архива, читал про ограничении колокольного звона, закрытии церквей в Шухободи, в Устюжне (Казанская церковь), Старой Ёрге... Чтиво захватывает, точнее, морально изнашивает, давит. Мне некоторые историки рассказывали, что, например, работая с делами репрессированных, не могли их дочитать до конца, в течение нескольких ночей плохо спали (синдром кошмара за стенкой). Бывали даже такие случаи, когда прямо в архиве за рабочим столом становилось плохо. И комментировать прочитанное иногда невозможно...

14

да хранит их Господь. всех умерших, живот свой положивши.

15

Жамков Алексей написал(а):

судя по книге М.Ю.Хрусталёва “Череповец: Утраченные  святыни” (Рыбинск, 2002) снесли в 1930-е годы

Вы больше верьте его книге. Всё что написано этим товарищем надо проверять 10 раз.

16

Уважаемые форумчане!
По адресу: http://belolikovi.narod.ru/cerk_cher_uezd.htm  опубликован доработанный список церквей Череповецкого уезда.
Кроме того, опубликованы «Исторические сведения о бывших и существующих монастырях, их строителях и основателях в Череповецком уезде Новгородской  епархии» («Новгородские  Епархиальные Ведомости», 1895 год, № 3, 6, 7)
НЕВ, 1895 год, № 3 http://belolikovi.narod.ru/elek_knigi.files/mon_1.pdf
НЕВ, 1895 год, № 6 http://belolikovi.narod.ru/elek_knigi.files/mon_2.pdf
НЕВ, 1895 год, № 7 http://belolikovi.narod.ru/elek_knigi.files/mon_3.pdf
Уважаемый Администратор! Это не реклама, а попытка поделиться ОЧЕНЬ интересной информацией :)

Отредактировано Ирина (2007-06-07 17:42:42)

17

Ирина, а вдруг Вы выходили на информацию о храмах, точнее, на храм в с. Мосеевском Тотемского уезда (р-на). Хоть что-то о его истории, имени. Теперь там по информации, полученной мною от тотьмичей, в строении храма гараж.
Есть ли что-то опубликованного и как выйти на информацию?
А может знают и другие что-то?
С уважением и надеждой - Алексей из Екатеринбурга.

18

Уважаемый Алексей. Вам можно направить запрос в Государственный архив Вологодской области (ГАВО). Адрес архива и номер фонда (Церкви Вологодской губернии) могу уточнить.

19

Алексей  Уральский написал(а):

Ирина, а вдруг Вы выходили на информацию о храмах, точнее, на храм в с. Мосеевском Тотемского уезда (р-на). Хоть что-то о его истории, имени. Теперь там по информации, полученной мною от тотьмичей, в строении храма гараж.
Есть ли что-то опубликованного и как выйти на информацию?
А может знают и другие что-то?
С уважением и надеждой - Алексей из Екатеринбурга.

Алексей, к сожалению, по церквям Тотемского уезда у меня сведений нет. Вы, конечно, можете последовать совету Алексея Жамкова и написать в ГАВО.
Адрес архива:
ул. Мальцева, д.17
Вологда, 160001
тел. 72-36-45
Но ответа придется ждать очень долго - год-полтора. Да и надежды на полный ответ мало :(
Можно поискать сведения в "Вологодских епархиальных ведомостях". Они наверняка есть в Вологодской областной бибилиотеке, в Публичке в Питере и в Москве. Но это Вам тоже не очень удобно.
Есть еще один вариант - моя троюродная сестра живет в Питере и осенью-зимой она хотела поработать в Публичке с ВЕВ.
Если ничего не изменится в ее планах, то я попрошу ее поискать инфо о церкви в с. Мосеевском.
А кроме того, "пошукаю" сведения и по другим каналам.
С уважением, Ирина.

20

Администратор сделал замечание, что мы историю церквей обсуждаем в теме "Сайт Вологодской епархии". Перехожу в тему "История ..." :)
Алексей Жамков написал:
"Только что получил печальную новость, в которую не хочется верить. Если кто знает подтопленную церковь в пос. Шексна, поймёт, о чём речь. Рухнула колокольня этой церкви. Она была очень красивой. К счастьтю, осталось много её фотографий."
Эта церковь у нас осталась без названия - "подтопленная возле Шексны". Это несправедливо! Сегодня смотрела карты и мне кажется, что я ее определила - это Христорождественская Запогостьевская церковь, 1902 года постройки. Алексей, что Вы думаете?
Фото этой церкви, сделанное прошлым летом.

21

Сегодня получил подтверждение из Вологды. Да, это Запогостинская церковь Рождества Христова.

22

Жамков Алексей написал(а):

Сегодня получил подтверждение из Вологды. Да, это Запогостинская церковь Рождества Христова.

Очень рада, что я не ошиблась.

23

Благодарен за оперативный ответ Вам, Ирина, и Вам, Алексей Жамков. Алексею спасибо за поддержку по Дню памяти и скорби.

24

Всем доброго здоровья. Уважаемые форумчане, кто-нибудь знает, о каких церквях здесь написано? Датировано 1952 годом.
     "Церковь не имеет обычной конструкции, здание занималось собором, колокольня была рядом, но она давно уже сломана, церковный совет (в лице старосты) и настоятель давно поговаривают о том, чтобы разрешили сделать колокольню, говорили это и уполномоченному Совета, но письменно вопроса не поднимают, так как коммунальный отдел убеждает их, что по новому планированию церковь должна быть снесена. Здание этого бывшего собора расположено рядом с пристанью, на красивом берегу реки и обычно служило местом для городских гуляний. Сейчас здание церкви окружено высоким сплошным забором, рядом с забором стоит величественный памятник В.И.Ленину и построен стадион. Выйдя в 10 часов утра на площадь, можно видеть следующую картину: метрах в ста от забора помещаются трибуны стадиона, под музыку духового оркестра начались физкультурные соревнования в беге, прыжках, велогонках и т.п., причём бег, велогонки и другие соревнования производятся вокруг Воскресенской церкви. Физкультурники и физкультурницы в майках и трусах бегают под звуки духового оркестра, прыгают, бросают диск, ездят на велосипедах и в то же время идёт церковная служба, возгласы попа и дьякона, пение церковного хора сливаются с мощными звуками духового оркестра.
     В беседе с настоятелем церкви  я затронул вопрос о ненормальности положения церкви на стадионе. Однако, он и верующие как будто примирились с таким сожительством, заявили, мол, ничего не поделаешь. Предполагаю поговорить об этом с епископом Гавриилом и дать мысль о слиянии двух церквей в одну общину". 
    Заранее благодарны.

25

Алексей  Уральский написал(а):

Ирина, а вдруг Вы выходили на информацию о храмах, точнее, на храм в с. Мосеевском Тотемского уезда (р-на). Хоть что-то о его истории, имени. Теперь там по информации, полученной мною от тотьмичей, в строении храма гараж.
Есть ли что-то опубликованного и как выйти на информацию?
А может знают и другие что-то?
С уважением и надеждой - Алексей из Екатеринбурга.

Алексей, к сожалению, пока не удалось найти инфо о храме в Мосеевском, у ребят, на которых я надеялась, ее тоже нет.
На Тотемском форуме нашла сообщение о том, что Ваш дед был репрессирован по делу "контрреволюционной церковной группировки". Его дело должно храниться в архиве Вологодского ФСБ, а не МВД, т.к. дело политическое, а не уголовное.
Адрес:
Управление ФСБ по Вологодской области
ул.Пушкинская, дом 22
г.Вологда, 160035
Я только что прошла этот путь, так что, если будут вопросы, то пишите в личные или на мэйл.
Мне удалось найти инфо не только о том, когда и за что был осужден, но и получить ответы из Информационных центров МВД Владивостока, Благовещенска, Хабаровска о том, в каких лагерях отбывал наказание и когда был расстрелян.
С уважением, Ирина.

26

Алексей Уральский, информация для Вас:
В селе Мосеево Мосеевского с/с Тотемского района была Воскресенская Кулойская церковь (1809 г., каменная), престолы в ней: главный - Воскресения Христова, второй - Успения Пресвятой Богородицы.

27

Уважаемая Ирина!!!

Спасибо! Отвечаю с задержкой. Сегодня дорвался до ПК (был вне Екатеринбурга) и обрадовался, увидев два Ваших сообщения (это и развернутое по Э/П).

28

Недавно в Череповце вышла книга "Абаканово - моя родина. Из записок старых жителей" Автор-составитель А.В. Белуничев.
   В сборник вошли воспоминания А.В. Белуничева, посвященные судьбам представителей священнического рода Нелазских, и его очерк "Как рушили церковь" о трагической судьбе Абакановскогой и Чудской церквей Череповецкого района в советское время. А.В.Белуничев является старожилом этих мест, большая часть описываемых им событий происходила на глазах автора.
   Центральное место в книге занимает публикация воспоминаний известного череповецкого врача А.А.Нелазского (1901-1982), значительную часть которых автор посвятил своему отцу А.С.Нелазскому (1854-1918) - священнику Ильинской церкви в селе Абаканово и благочинному церквей Череповецкого уезда. Содержится много ценных сведений по истории Абакановского прихода, увлекательно рассказывается о жизни сельских жителей дореволюционного Череповца.
     Предствляет немалый интерес и очерк Т.А.Кругликовой "Из Абаканова родом", в которм повествуется о судьбе семьи зажиточного абакановского крестьянина Ефима Степановича Кругликова в годы советской власти.
     В качестве приложения опубликованы материалы к биографии священников Чудской церкви Михаила Мирославского и Андрея Боголюбова и родословная Мирославских.
     Книга предназначена для всех, интересующихся русской историей и прошлым Череповецкого края.

29

Да, я  эту книгу уже видел, она у меня есть.

30

А у кого этой книги еще нет, история Ильинской Шухтовской церкви.
     "Основание  Шухтовского Ильинского прихода относится, по всей вероятности, к XVIII веку. В 1790 году здесь возводится деревянная церковь в честь пророка Илии, а в 1800 году – деревянная церковь во имя великомученицы Параскевы Пятницы.
     До 1843 года приход был самостоятельным, с 1843-го по 1860 год был приписан к Покровской Шухтовской церкви, отстоявшей от него в 6 киломестрах на север, а в 1860 г. восстановлен как самостоятельный по ходатайству прихожан  при высокопреосвященнейшем Исидоре, митрополите Новгородском.
     В 1863 году, по причине ветхости Ильинской церкви, Параскевинский храм был переименован в Ильинский и освящен во имя пророка Илии, а Параскевинский прижел уничтожен.
     В 1870-е годы приход на короткое время снова утратил свою самостоятельность и был приписан к соседней Чудской церкви, находящейся в 2 км к югу.
     В 1885 году заложена каменная Ильинская церковь. Строилась она на средства прихожан. Автор проекта – академик архитектуры В.Пруссак.
     Перед революцией на территории прихода находилось две церкви – каменная Ильинская (1885 г.) и деревянная в честь Параскевы Пятницы (1800 г.) с приделом во имя прп. Зосимы и Савватия.
     В середине 1920-х годов деревянная церковь сгорела. Здание церкви не сохранилось. Внешний вид ее известен по карандашному плану конца XIX века.
     Богослужения в каменном Ильинском храме были прекращены в 1937 году, в 1938 году окончательно распалась церковная «двадцатка», а 23 сентября 1940 года специальной комиссией было описано церковное имущество. Здание храма было решено переоборудовать под клуб. В послевоенное время оно использовалось в качестве склада и сельского клуба.
     К моменту, когда было начато восстановление Ильинской церкви, она представляла печальное зрелище. Была разобрана колокольня, снесены купола, уничтожено внутреннее и внешнее убранство.
     С 1992 года по благословению епископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана акционерное общество «Аммофос» просело за счет своих средств и пожертвований прихожан реставрацию церкви, возвратив ей первоначальный вид.
     Освящение храма состоялось в 1997 году. В настоящее время в нем регулярно проводятся богослужения".

Источник: «Абаканово – моя  родина.  Из записок старых жителей».  Автор-составитель А.В.Белуничев. Череповец:  ГОУ ВПО ЧГУ, 2007


Вы здесь » Наш форум » Вологодская епархия » История Вологодской епархии